142 необходимая повторяемость одних и тех же общественных состояний, и как непосредственное воплощение идеи равенства. В этом последнем случае мы уже, несомненно, имеем дело с правовым законом. Равенство всех перед законом, конечно же, не должно пониматься как реальная одинаковая мера обязанности и ответственности каждого. Таковой в действительности никогда и не было. Равенство всех перед законом означает лишь отсутствие исключений в связанности жизни и деятельности человека определенными общественными требованиями и ограничениями, выраженными в форме закона. Факт связанности с законом должен быть общим и одинаковым для каждого члена общества и даже для человечества. Если идеальное равенство в религиозной форме ориентирует человека на связь с тем, что полагается пребывающим вне него. То идеальное равенство в моральной форме исходит из индивидуальности человека как «точки отсчета» его поступков и побуждений, а также из оценок и требований к нему (т.е. исходит из того, что полагается бытующим только в самом человеке)1. Такое равенство предполагает не одинаковость связи каждого с чем-то единым (с Богом, с законом, с миром и т.п.), а самообразованность действий других людей и общественных реакций с единичностью человека. Равенство оказывается адекватностью общественного отношения к индивидуальности человека (понимаемой, конечно, не в социально-психологическом или социологическом смысле, а в смысле некой социально-духовной «самости», духовной самоидентичности человека). Религиозная и моральная формы отношения равенства являются показателями его предельной содержательной насыщенности. Свидетельством того, что оно в этой своей содержательной «крайности» становится абстрактным в полном смысле идеальным, т.е. совершенным и, так сказать, изживающим себя как универсальную формальность. 1 См.: Ильин И.Л, Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Он же О сущности правосознания. М., 1993 |
коном, причем, не с Законом божественным (как проявлением волн Бога), а с законом социальным, понимаемым и как необходимая повторяемость одних и тех же общест венных состояний, и как непосредственное воплощение идеи равенства. В этом последнем случае мы уже, несомненно, имеем дело с правовым законом Равенство всех перед законом, конечно же, не должно пониматься как реальная одинаковая мера обязанности и ответственности каждого. Таковой в действительности никогда и не было. Равенство всех перед законом означает лишь отсутствие исключений в связанности жизни и деятельности человека определенными общественными требованиями и ограничениями, выраженными в форме закона. Факт связанности с законом должен быть общим и одинаковым для каждого члена общества и даже для человечества. Если идеальное равенство и религиозной форме ориентирует человека на связь с тем, что полагается пребывающим вне его, то идеальное равенство в моральной форме исходит из индивидуальности человека как "точки отсчета" его поступков и побуждений, а также из оценок и требований к нему (т.е. исходит нз того, что полагается бытующим только в самом человеке)1. Такое равенство предполагает не одинаковость связи каждого с чем-то единым (с Богом, с законом, с миром и т.п.), а со образованность действий других людей и общественных реакций с единичностью человека. Равенство оказывается адекватностью общественного отношения к индивидуальности человека (понимаемой, конечно, не в социально-психологическом или социологическом смысле, а в смысле некой социально-духовной "самости", духовной самоидентичности человека) Религиозная и моральная формы отношения равенства являются показателями его предельной содержательной насыщенности, свидетельством того, 1См., например: Альбов А Я. Проблема правового идеала в русской философии права СПб., 1998; Валтрпт А. Нравственность и права в теориях русских либералов конца XIX начала XX в // Вопросы философии. 1991 №8, Вебер М Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения М., 1990, Гиренок Ф Пйго-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998; JIocckuU Н О. Условия абсолютного добра \1 ., 1994, Риматевскай Н.М.. Римотевскин А.А. Равенство или справедливость. М., 1991 342 чго оно в этой своей содерж ательной "крайности" становится абстрактны м (в полном смы сле идеальны м, т е соверш енны м ) и, так сказать, изж иваю щ им себя как универсальную ф орм альность В этом см ы сле равенство становится сим волом полноценного социального отнош ения меж ду лю дьм и и всеобъем лю щ ей ценностной установкой социальной практики1. В противополож ность идеальном у равенству, реачьное ранснстни строится на "горизонтали" социальны х отнош ений между лю дьм и, в которы х непосредственность, очевидность количественной меры является единственны м условием состоятельности общ ественного отнош ения, ^ г о т "эквивалент" равенства м ож ет предстать в виде конкретного врем ени, одинаковости условий и возм ож ностей, размера (наприм ер, разм ера им ущ ества, вознаграж дения, утраты ) или в чем-то ином. Сколько бы субъектов ни охваты валось этим реальны м , принявш им количественную ф орм у отнош ением , его "горизонтальность" не исчезает и не преодолевается. Реальное равенство обладает следую щ им принципиально важ ны м признаком: отвечаю щ ее ем у социальное отнош ение, так сказать, "атомарно" ^>го означает, что конкретное отнош ение зависит исклю чительно от вступаю щ их в него су б ъ екю в, от той конкретной "конф игурации" притязаний и усилий, которая склады вается внутри этого отнош ения, а не задается, как установленная и более того узаконенная мера, извне. Оно зависит от того потенциала, которы м обладаю т реальны е, действую щ ие перед лицом друг друга лю ди. С оциальное пространство в его "горизонтали” преры вно, и в этой сам остоятельности конкретных отнош ений, в необходим ости каж ды й раз создавать отнош ение заново залож ен см ы сл действительного равенства вступаю щ их в эти отнош ения Субъектов 13роде бы, готовы е ф орм ы отнош ений уж е сущ ествую т (в 1См Воеводин Ji.il. Ю ридический статус личности в России М ., 1997; /'/жми* Ю.И. П равовое отнош ение основы взаимосвязи // Советское государство и право. 1985. .VsI, Драэи'нна Н.В., Пономаренко 1~В Правовое освоение действительности в системе ю ридических категорий Тюмень. 1996; Конок М.Н. П равовое равенство в механизме правового регулирования Волгоград, 1998, Ще/>бокова П.В. Правовая установка и Социальная активность личности М ,1986 и др 343 |