Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 147]

147 Сам же человек, как существо политическое, выступает лишь представителем социальной группы, носителем социального статуса, классового или сословного интереса и т.д.
Равенство людей оказывается реальным лишь по форме и только
при условии их социальной несущественности, т.е.
неспособности каким-либо заметным образом индивидуально влиять на характер общественных отношений и тем более преобразовывать их.
Все
это отвечает природе именно политических отношений.
Формальное равенство естественно и правомерно для политического существа, живущего и действующего в обезличенном мире, но неестественно и противоправно для существа нравственно-религиозного, живущего и действующего в персонифицированном мире.
Так, для представителя европейской культуры, как существа политического, правовое равенство заключено в формальной общности людей.
Смысл равенства видится в реальности количественного соизмерения действий, усилий, последствий.
Для представителя российской культуры, как существа неполитического, правовое равенство заключено в компенсации утраты, ущемления или умаления индивидуальной содержательности.
Его смысл видится в качественной сопоставимости, глубокой
родственности и во взаимном признании того, что делает каждый, к чему он стремится и чем довольствуется.
Таким образом, правовое равенство в своей идеальной форме представляет собой, скорее всего, воплощение
религиозного отношения, а в реальной форме — воплощение политических отношений.
Следовательно, понятие равенства нельзя считать собственно правовой категорией.
Оно, на самом деле, является
каналом смысловой взаимосвязи права и политики.
К сказанному необходимо добавить следующее: идея равенства, как подсказывает история, формировалась исключительно в рамках политических обществ и всегда была существенной характеристикой политических процессов, придавая им видимость консолидирующих начал в
[стр. 356]

вать ряд обобщающих утверждений, а именно: социальн ое ра вен ст во , п о с к о л ь к у оно р еа льн о , являет ся р а вен ст во м п о ли т и ч ески м , т е.
таким, для которого индивидуальные различия между людьми оказываются несущественными, социально неразличимыми Но эта несущественность компенсируется моральным способом, посредством активации индивидуального социально-духовного бытия людей в его противопоставленности бытию коллективному (групповому, массовому) как тому, что воспринимается, с моральной точки зрения, в качестве уже отчужденного от человека Сам же человек, как существо политическое, выступает лишь представителем социальной группы, носителем социального статуса, классового или сословного интереса и у д Равенство людей оказывается реальным лишь по форме и только ори условии их социальной несущественности, т.е.
неспособности каким-либо заметным образом индивидуально влиять на характер общественных отношений и тем более — преобразовывать их.
Все
„ I это отвечает природе именно политических отношении .
Ф ормальное равенство естественно и правомерно для политического существа, живущего и действующего в обезличенном мире, но неестественно и противоправно для существа нравственно-религиозного, живущего и действующего в персонифицированном мире Так, для представителя европейской культуры, как существа политического, правовое равенство заключено в формальной общности людей.
Смысл равенства видится в реальности количественного соизмерения действий, усилий, последствий Для представителя российской культуры, как существа неполитического, правовое равенство заключено в компенсации утраты, ущемления или умаления индивидуальной содержательности.
Его смысл видится в качественной сопоставимости, глубокой
родствен1См об этом: Вятр Г..
Социология политических отношений М., 1979, Ичмт М.В.
Слова и смыслы Опыт описания ключевых политических понятий М , 1997; КеЬза]ю& Н.М.
Полит ическая и правовая культура, метолологические проблемы М..
1983.
Кудрявцев Н.Н., Лукатева К.А, Новое политическое мышление и права человека tt Вопросы философии.
1990 №5, Лазерный Л.
И.
Политическое сознание отражение, регуляция, ценности.
М., \997, МордасогшТ.А Политический порядок: методология исследования/ / Правоведение.
1999 .Vs 1, Панаpun А.С Философия политики М., 1994.
ЛозОнякчн З А Философия п о л и т и к и .
М , 1994; ХИг/зфе О.
Политика Право Справедливость Основоположения критической философии права и государства.
М., 1994, Шимброо М.М.
Подпитка п право М , 1995 и др, 3 5 6

[стр.,357]

ности н во взаимном признании тога, что делает каждый, к чему он сгрсмится и чем довольствуется Таким образом, правовое равенство в своей идеальной форме представляет собой, скорее всего, воплощение ре:шлиозного отношения, а в реальной форме воплощение политических отпоше/tuii Следовательно, понятие равенства нельзя считать собственно правовой категорией.
Оно, на самом деле, является
канатом смысловой взаимосвязи права и политики.
К сказанному необходимо добавить следующее: идея равенства, как подсказывает история, формировалась исключительно в рамках политических обществ и всегда была существенной характеристикой политических процессов, придавая им видимость консолидирующих начал в
обществе Теории, согласно которым важнейшее назначение государства и его действительная функция это достижение компромисса между социальными силами и снятие социальногрупповых противоречий, несомненно, вырастают именно из идеи социального равенства.
§4.
Понятие справедливости Апелляции к справедливости тех, кто по обстоятельствам или профессионально вступает в область правовых отношений, настолько часты и привычны, что многие теоретики относят понятие справедливости к числу ключевых в правосознании, позволяющих выразить саму его правосознания природу1 357 1См , например: Алексеев С.
С Философия права М., 1497; Центам И.
Введение в основания нравственности и законодательства М., 1948, Боннер А.Г.
Законность и справедливость в правоприменительной деятельности.
М., 1942; Гражданское общество и перспективы демократии в России.
М , 1994; Козлихин М.Ю.
П о з и т и в и з м и естественное право // Государство и право 2000.
ХвЗ, Кросс К.
Прецедент в английском праве.
М., 1985\ Мазеин Н.С.
Юридическая ответственность и справедливость М .
1992, Мальков Н.Г).
Субъективные основания уголовной ответственное! и И Государство и право 1995.
№1, Мальцев Г-R.
Социальная справедливость и право М , 1971.
МуШиГюев К.
Идея справедливости И Социологические исследования 1992 №1 I\ Иоу.ч Д.НГ.
Теория справедливости М., 1995; С.екнсовоЛ.П.
Социальная справедливость и пуги ее постижения Иркутск, 1997; Хёффе О.
Политика.
Право Справедливость Основоположения критической философии права и государства М .
1994, Чиркин fi.E.
Власть, ненасилие п социальная справедливость // Советское государство и право 1991.
ЛГ«9.

[Back]