148 обществе. Теории, согласно которым важнейшее назначение государства и его действительная функция это достижение компромисса между социальными силами и снятие социально-групповых противоречий, несомненно, вырастают именно из идеи социального равенства.1 Таким образом, правовое равенство в своей идеальной форме представляет собой, скорее всего, воплощение религиозного отношения, а в реальной форме — воплощение политических отношений. Следовательно, понятие равенства нельзя считать собственно правовой категорией. Оно, на самом деле, является каналом смысловой взаимосвязи права и политики. К сказанному необходимо добавить следующее: идея равенства, как подсказывает история, формировалась исключительно в рамках политических обществ и всегда была существенной характеристикой политических процессов, придавая им видимость консолидирующих начал в обществе. Теории, согласно которым важнейшее назначение государства и его действительная функция эго достижение компромисса между социальными силами и снятие социально-групповых противоречий, несомненно, вырастают именно из идеи социального равенства. 'См. об этом: Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979; Ильин М-В, Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М, 1997. Катеров Н.М. Политическая и правовая культура; методологические проблемы. М, 1983; Кудрявцев В.И., Лукашева Е.А, Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии, 1990. №5; Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. М., 1997, Мордасова Т.А. Политический порядок: методология исследования // Правоведение. 1999. Х°1. |
ности н во взаимном признании тога, что делает каждый, к чему он сгрсмится и чем довольствуется Таким образом, правовое равенство в своей идеальной форме представляет собой, скорее всего, воплощение ре:шлиозного отношения, а в реальной форме воплощение политических отпоше/tuii Следовательно, понятие равенства нельзя считать собственно правовой категорией. Оно, на самом деле, является канатом смысловой взаимосвязи права и политики. К сказанному необходимо добавить следующее: идея равенства, как подсказывает история, формировалась исключительно в рамках политических обществ и всегда была существенной характеристикой политических процессов, придавая им видимость консолидирующих начал в обществе Теории, согласно которым важнейшее назначение государства и его действительная функция это достижение компромисса между социальными силами и снятие социальногрупповых противоречий, несомненно, вырастают именно из идеи социального равенства. §4. Понятие справедливости Апелляции к справедливости тех, кто по обстоятельствам или профессионально вступает в область правовых отношений, настолько часты и привычны, что многие теоретики относят понятие справедливости к числу ключевых в правосознании, позволяющих выразить саму его правосознания природу1 357 1См , например: Алексеев С. С Философия права М., 1497; Центам И. Введение в основания нравственности и законодательства М., 1948, Боннер А.Г. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1942; Гражданское общество и перспективы демократии в России. М , 1994; Козлихин М.Ю. П о з и т и в и з м и естественное право // Государство и право 2000. ХвЗ, Кросс К. Прецедент в английском праве. М., 1985\ Мазеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость М . 1992, Мальков Н.Г). Субъективные основания уголовной ответственное! и И Государство и право 1995. №1, Мальцев Г-R. Социальная справедливость и право М , 1971. МуШиГюев К. Идея справедливости И Социологические исследования 1992 №1 I\ Иоу.ч Д.НГ. Теория справедливости М., 1995; С.екнсовоЛ.П. Социальная справедливость и пуги ее постижения Иркутск, 1997; Хёффе О. Политика. Право Справедливость Основоположения критической философии права и государства М . 1994, Чиркин fi.E. Власть, ненасилие п социальная справедливость // Советское государство и право 1991. ЛГ«9. |