Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 149]

149 3.4.
Понятие справедливости Апелляции к справедливости тех, кто по обстоятельствам или профессионально вступает в область правовых отношений, настолько часты и привычны, что многие теоретики относят понятие справедливости к числу ключевых в правосознании, позволяющих выразить саму его — правосознания природу1.

Но действительно ли восприятие правоотношения в контексте справедливости существенно для
права и свойственно правосознанию? Наша задача — выяснить это.
Справедливость одна из универсальных характеристик общественных отношений как отношений мерных.
Поскольку справедливость выступает в качестве одной из мер социальной оценки, то в этом смысле она, несомненно, тесно переплетена с понятием равенства.

По мере развития общества, по мере образования относительно самостоятельных форм социально-духовной жизни становятся сначала только различимыми, а затем и самостоятельными, различные контексты понятия справедливости.
Этих
контекстов много, но логика развертывания идеи справедливости одна, и состоит она в следующем.
Справедливость есть то, что должно и реально может появляться как качество социальной реальности, в результате социально значимых действий, образования общественного отношения, вследствие событийности нашей жизни.
И это не предметный результат, не польза и не вред для
кого-то или чего-то, а то, что обращено на сам источник этого действия или отношения, то, что внутренне сообразовано с характером их ценности.
1 См., например.
Алексеев С.С.
Философия права.
М, 1997; Боннер А.Г.
Законность и справедливость в правоприменительной деятельности.
М,
1992; Гражданское общество и перспективы демократии в России.
М., 1994,;
Кросс Р.
Прецедент в английском праве.
М, 1985; Мальков В.П.
Субъективные основания уголовной ответственности//Государство и право.
1995.
[стр. 357]

ности н во взаимном признании тога, что делает каждый, к чему он сгрсмится и чем довольствуется Таким образом, правовое равенство в своей идеальной форме представляет собой, скорее всего, воплощение ре:шлиозного отношения, а в реальной форме воплощение политических отпоше/tuii Следовательно, понятие равенства нельзя считать собственно правовой категорией.
Оно, на самом деле, является канатом смысловой взаимосвязи права и политики.
К сказанному необходимо добавить следующее: идея равенства, как подсказывает история, формировалась исключительно в рамках политических обществ и всегда была существенной характеристикой политических процессов, придавая им видимость консолидирующих начал в обществе Теории, согласно которым важнейшее назначение государства и его действительная функция это достижение компромисса между социальными силами и снятие социальногрупповых противоречий, несомненно, вырастают именно из идеи социального равенства.
§4.
Понятие справедливости Апелляции к справедливости тех, кто по обстоятельствам или профессионально вступает в область правовых отношений, настолько часты и привычны, что многие теоретики относят понятие справедливости к числу ключевых в правосознании, позволяющих выразить саму его правосознания природу1
357 1См , например: Алексеев С.
С Философия права М., 1497; Центам И.
Введение в основания нравственности и законодательства М., 1948, Боннер А.Г.
Законность и справедливость в правоприменительной деятельности.
М.,
1942; Гражданское общество и перспективы демократии в России.
М , 1994;
Козлихин М.Ю.
П о з и т и в и з м и естественное право // Государство и право 2000.
ХвЗ, Кросс К.
Прецедент в английском праве.
М., 1985\ Мазеин Н.С.
Юридическая ответственность и справедливость М .
1992, Мальков Н.Г).
Субъективные основания уголовной ответственное! и И Государство и право 1995.
№1, Мальцев Г-R.
Социальная справедливость и право М , 1971.
МуШиГюев К.
Идея справедливости И Социологические исследования 1992 №1 I\ Иоу.ч Д.НГ.
Теория справедливости М., 1995; С.екнсовоЛ.П.
Социальная справедливость и пуги ее постижения Иркутск, 1997; Хёффе О.
Политика.
Право Справедливость Основоположения критической философии права и государства М .
1994, Чиркин fi.E.
Власть, ненасилие п социальная справедливость // Советское государство и право 1991.
ЛГ«9.


[стр.,358]

Но действительно ли восприятие правоотношения в контексте справедливости существенно для нрава и свойственно правосознанию^ Наша задача выяснить это.
Справедливость одна из универсальных характеристик общественных отношений как Отношений мерных Поскольку справедливость выступает в качестве одной из мер социальной оценки, то в этом смысле она, несомненно, тесно переплетена с понятием равенства
Но, хотя данная связь действительно существует, она, тем не менее, не может считаться определяющей дня понимания сущности справедливости.
На основании чего мы делаем такой вывод? Внутренняя связанность справедливости и равенства может быть значима в двух аспектах.
Во-первых, следует учитывать ситуации, когда основной в социальной характеристике общественного отношения становится чисто количественная сторона.
Количественное сопоставление "сторон оценки" и на этом основании их приравнивание (уподобление в определенном отношении), конечно же, является абстрактной ситуацией, но это такая абстракция, которая имеет важнейшее практическое назначение.
Чистое количество, осознанное как полное равенство, является "порогом чувствительности" содержательной стороны социального отношения или действия, за которым содержательность становится социально несущественной и неразличимой правовым существом 'Чисто количественный подход в социальных оценках характерен для самой примитивной, простой формы справедливости, еше со времен Аристотеля получившей название уравнивающей Она, подобно "прокрустову ложу" устоявшихся общественных взаимоотношений, позволяет самым прямым, непосредственным и легким способом справляться с социальным напряжением и воспроизводить некоторые общественные состояния Справедливость в данном случае оказывается следствием реализации простого равенства всех по отношению к тому, что выступает их общей мерой Эта справедливость соотносима лишь с тем в конкретном человеке, что является в нем "человеком вообще" или гражданином.
Однако, скорее всего, справедливость, воплощается здесь не в самом равенстве, а "в любви к равенству" (Л.
Вовснарг).
Неизбежные взаимные ограни358

[стр.,365]

ориентирующей, но и нормативно-регулятивной социальной системы По мере разки 1 ия общества, по мере образования относительно самостоятельных форм социально-духовной жизни становятся сначала только различимыми, а затем и самостоятельными, различные контексты понятия справедливости.
Этих
контекстон много, но логика развертывания идеи справедливости одна, и состоит она к следующем Справедливость есть го, что должно и реально может появляться как качество социальной реальности, в результате социально значимых действий, образования общественного отношения, вследствие событийности пашей жизни.
И это не предметный результат, не польза и не вред для
кото-то или чего-то, а то, что обращено на сам источник -этого действия или отношения, то, что внутренне сообразовано с характером их ценности.
Справедливость представляет собой сложную симметрию усилий и результатов, потерь и обретений, помыслов и действий, преступлений и наказаний.
Она одновременно принадлежит двум реальностям субъекта, одна из которых дополняет другую, образуя некоторое абсолютное отношение между тем, что считается и является ценностью, и тем, как эта ценность в действительности осуществлена.
Логику справедливости составляет диалектика общего и отдельного моментов в каждом деянии, отношении, последствии1.
Именно эта логика только и может быть положена в основу понимания того, что такое правовая справедливость.
В частности она позволяет отличить правовую справедливость от других социальных форм справедливости Так, например, понимание нравственной справедливости связано с признанием существенности меры отдельного (единичного, индивидуального) в общем (нормальном, нормированном, одинаковом).
Там, где эта мера, посредством оценочно-установочного акта, проступает, мы имеем дело с вкраплениями моральных соображений, неза1 Об этом см , например: Кутафнп М.С.
Эволюция принципа объективности.
Уфа, 1998: Маркс К Дебаты ш е с т го рейнского ландтага (статья третья), Дебаты по повод/ закона о краже леса Н Маркс К , Энгельс Ф Соч., т 1, Муздыбаен К Идея справедливости // Социологические исследования 1992 №11; Никулин С.14.
Нравственные начала уголовного права М., 1992, Роулч Дж Теория справедливости М , 1995, Тнхиправш Ю В Основы философии права М., 1997 365

[Back]