150 По мерс развития общества, по мере образования относительно самостоятельных форм социально-духовной жизни становятся сначала только различимыми, а затем и самостоятельными, различные контексты понятия справедливости. Этих контекстов много, но логика развертывания идеи справедливости одна, и состоит она в следующем. Справедливость есть то, что должно и реально может появляться как качество социальной реальности в результате социально значимых действий, образования общественного отношения, вследствие событийности нашей жизни. И это не предметный результат, не польза и не вред для кого-то или чего-то, а то, что обращено на сам источник этого действия или отношения, то, что внутренне сообразовано с характером их ценности. Справедливость представляет собой сложную симметрию усилий и результатов, потерь и обретений, помыслов, и действий, преступлений и наказаний. Она одновременно принадлежит двум реальностям субъекта, одна из которых дополняет другую, образуя некоторое абсолютное отношение между тем, что считается и является ценностью и тем, как эта ценность в действительности осуществлена. Логику справедливости составляет диалектика общего и отдельного моментов в каждом деянии, отношении, последствии1. Именно эта логика только и может быть положена в основу понимания того, что такое правовая справедливость. В частности, она позволяет отличить правовую справедливость от других социальных форм справедливости. Так, например понимание нравственной справедливости связано с признанием существенности меры отдельного (единичного, индивидуального) в общем (нормальном, нормированном, одинаковом). Там, где эта мера, посредством оценочно-установочного акта, проступает, мы имеем дело с вкраплениями моральных соображений, независимо от того, связаны они с чувственнопредметной деятельностью или с политическими, правовыми и иными отношениями. 1 Об этом см., например: Кутафий М.С, Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998, Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1; |
ориентирующей, но и нормативно-регулятивной социальной системы По мере разки 1 ия общества, по мере образования относительно самостоятельных форм социально-духовной жизни становятся сначала только различимыми, а затем и самостоятельными, различные контексты понятия справедливости. Этих контекстон много, но логика развертывания идеи справедливости одна, и состоит она к следующем Справедливость есть го, что должно и реально может появляться как качество социальной реальности, в результате социально значимых действий, образования общественного отношения, вследствие событийности пашей жизни. И это не предметный результат, не польза и не вред для кото-то или чего-то, а то, что обращено на сам источник -этого действия или отношения, то, что внутренне сообразовано с характером их ценности. Справедливость представляет собой сложную симметрию усилий и результатов, потерь и обретений, помыслов и действий, преступлений и наказаний. Она одновременно принадлежит двум реальностям субъекта, одна из которых дополняет другую, образуя некоторое абсолютное отношение между тем, что считается и является ценностью, и тем, как эта ценность в действительности осуществлена. Логику справедливости составляет диалектика общего и отдельного моментов в каждом деянии, отношении, последствии1. Именно эта логика только и может быть положена в основу понимания того, что такое правовая справедливость. В частности она позволяет отличить правовую справедливость от других социальных форм справедливости Так, например, понимание нравственной справедливости связано с признанием существенности меры отдельного (единичного, индивидуального) в общем (нормальном, нормированном, одинаковом). Там, где эта мера, посредством оценочно-установочного акта, проступает, мы имеем дело с вкраплениями моральных соображений, неза1 Об этом см , например: Кутафнп М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998: Маркс К Дебаты ш е с т го рейнского ландтага (статья третья), Дебаты по повод/ закона о краже леса Н Маркс К , Энгельс Ф Соч., т 1, Муздыбаен К Идея справедливости // Социологические исследования 1992 №11; Никулин С.14. Нравственные начала уголовного права М., 1992, Роулч Дж Теория справедливости М , 1995, Тнхиправш Ю В Основы философии права М., 1997 365 |