Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 152]

152 На каждом из рассмотренных уровней мы имеем дело не столько с постепенным усложнением или упрощением оценок и установок, не столько с возрастанием или умалением значимости действий, сколько с качественно различными критериями и условиями достижения или восстановления справедливости.
Справедливость не простая соразмерность правовых действий и их оценок, а высокая внутренняя согласованность правовой меры и того, к чему она «взывает», с чем связывает ожидания правового существ.
«Калькулирующая» справедливость в праве рассчитана на благоразумие, умеренность, элементарную честность, признание и постоянство.
Воздающая справедливость взывает, с одной стороны, к милосердию, великодушию, а с другой к раскаянию.
Ясно, что правовая справедливость имеет очевидные пределы, за которыми начинается пространство или морализирования, или упрощенной, если не примитивной, формалистики.
Правовой субъект, конечно, рассчитывает на раскаяние провинившегося и даже требует его, но он не может оправдать содеянное только
на основании раскаяния и простить содеявшего.
Поэтому справедливость по закону всегда будет отличаться от нравственной справедливости, как бы тесно они ни были связаны, как бы вторая ни оправдывала первую.
Да и само воздаяние в праве должно, безусловно, носить реальный, конкретный характер, в отличие от воздаяния морального, имеющего все черты идеального отношения, неоднозначного
но своему содержанию, хотя и прозрачного по последствиям.
До сих пор мы выявляли специфику правовой справедливости, сравнивая ее с иными формами справедливости, опираясь на принцип «в большей степени в меньшей степени», обращаясь к сравнительному анализу тех или иных
характеристик.
Однако наиболее важными для нас являются такие признаки, которые непосредственно,
безусловно, свидетельствуют о наличии правовой справедливости и не связаны с усмотрением степени их развитости.
И это такие признаки, которые в иных формах справедливости предстают лишь как смысловые «вкрапления» принципов и логики правосознания.
Здесь
[стр. 367]

к содержательно насыщенному воздаянию На каждом из рассмотренных уровней мы имеем дело не столько с постепенным усложнением или упрощением оценок и установок, не столько с возрастанием или умалением значимости действий, сколько с качественно различными критериями и условиями достижения или восстановления справедливости.
Справедливость не простая соразмерность правовых действий и их оценок, а высокая внутренняя согласованность правовой меры и того, к чему она "взывает", с чем связывает ожидания правового Существа1 "Калькулирующая" справедливость в праве рассчитана на благоразумие, умеренность, элементарную честность, признание и постоянство; воздающая справедливость взывает, с одной стороны, к милосердию, великодушию, а с другой —к раскаянию.
Ясно, что правовая справедливость имеет очевидные пределы, за которыми начинается пространство или морализирования, или упрощенной.
если не примитивной, формалистики.
Правовой субъект, конечно, рассчитывает на раскаяние провинившегося и даже требует его, но он не может оправдать содеянное только
па основании раскаяния и простить содеявшего Поэтому справедливость по закону всегда будет отличаться от нравственной справедливости, как бы тесно они ни были связаны, как бы вторая ни оправдывала первую.
Да и само воздаяние в праве должно, безусловно, носить реальный, конкретный характер, в отличие от воздаяния морального, имеющего все черты идеального отношения, неоднозначного
по своему содержанию, хотя и прозрачного по последствиям До сих пор мы выявляли специфику правовой справедливости, сравнивая ее с иными формами справедливости, опираясь на принцип "в большей степени в меньшей степени", обращаясь к сравнительному анализу тех или иных ха1См Альбов А П.
Проблема правового идеала в русской философии права.
СПб., 1998; liaitниязов П.С.
Правосознание психологические аспекты И Правоведение 1998.
№3: Вердяев И.А.
Философия неравенства М, 1990; Лробищкии О.Г, Проблемы нравственности.
М,, 1978; Казарезов В.В.
Справедливость Миф1 Реальность1 М., 1997, Муздыбаев К.
Идея справедливости//Социологические исследования 1992 №1 I.Роулз Дж.
Теория справедливости М., 1995 и др

[стр.,368]

рактерисгик Однако наиболее важными для нас являются такие признаки, которые непосредственно и безусловно свидетельствуют о наличии правовой справедливости и не связаны с усмотрением степени их развитости.
И это такие признаки, которые в иных формах справедливости предстают лишь как смысловые "вкрапления" принципов и логики правосознания.
Здесь
мы имеем R виду, по крайней мере, три имманентных признака правовой справедливост и.
а) она есть справедливость упорядочивающая, б) она есть своеобразный противовес социальной несправедливости, ее ’’симметричная" сторона, в) она есть реальный и практически достижимый аналог меры справедливости.
Остановимся на характеристике этих признаков а).
Основой самой идеи справедливости является мысль об иерархическом характере порядка общественных ценностей Правовой порядок лишь с одной стороны является социальным состоянием, некоторой структурой общественных отношений, видимой в определенной плоскости.
С другой же стороны, он является сложным взаимодействием социальных ценностей, фиксированных правосознанием в виде системы правовых предпочтений’.
Моральное сознание исходит из признания дискретности справедливости, ибо мера ее заключена в самом конкретном действии или лице.
Правосознание же исходит из непрерывности (длительности, временной и деятельной связанности) справедливости, ибо мера ее всегда является внешней по отношению к любому конкретному действию или лицу, единым масштабом для множества лиц и действий Поэтому правовая справедливость всегда связывается с установленным и признанным порядком ее достижения.
Порядок осуществления справедливости является характерной проблемой логики правосознания.
Справедливость выступает необходимым основанием социального порядка, тем pv1 См по данному вопросу: Выхслецов Г.П.
Аксиология культуры С П б , 1996; Левин И.П.
Гражданское общество на Западе и в России // Полис 1996 № 5, Маликова И.П.
Философия права (от метафизики к герменевтике) Екатеринбург, 1995.
Нерсесяиц B.C.
Философия права М ., 1997, Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление М ., 1996; Резник Ю.М.
Гражданское общество как феномен цивилизации 4.2 М ., 1998; Хёффе О.
П олитика Право Справедливость Основоположения критической философии права и государства М ., 1994, Щербакова Н.В.
Проблемы правовой установки личности.
Ярославль, 1992 368

[Back]