153 мы имеем в виду, по крайней мере, три имманентных признака правовой справедливости: а) она есть справедливость упорядочивающая, б) она есть своеобразный противовес социальной несправедливости, ее «симметричная» сторона, в) она есть реальный и практически достижимый аналог меры справедливости. Остановимся на характеристике этих признаков. Основой самой идеи справедливости является мысль об иерархическом характере порядка общественных ценностей. Правовой порядок лишь с одной стороны является социальным состоянием, некоторой структурой общественных отношений, видимой в определенной плоскости. С другой же стороны, он является сложным взаимодействием социальных ценностей, фиксированных правосознанием в виде системы правовых предпочтений. Моральное сознание исходит из признания дискретности справедливости, ибо мера ее заключена в самом конкретном действии или лице. Правосознание же исходит из непрерывности (длительности, временной и деятельной связан-г ности) справедливости, ибо мера ее всегда является внешней по отношению к любому конкретному действию или лицу, единым масштабом для множества лиц и действий. Поэтому правовая справедливость всегда связывается с установленным и признанным порядком ее достижения. Порядок осуществления справедливости является характерной проблемой логики правосознания. Справедливость выступает необходимым основанием социального порядка, тем рубежом, за пределами которого социальные структуры не воспринимаются в качестве порядка. В контексте мысли о справедливости общественный порядок ассоциируется не только с такими атрибутами, как стабильность, |
рактерисгик Однако наиболее важными для нас являются такие признаки, которые непосредственно и безусловно свидетельствуют о наличии правовой справедливости и не связаны с усмотрением степени их развитости. И это такие признаки, которые в иных формах справедливости предстают лишь как смысловые "вкрапления" принципов и логики правосознания. Здесь мы имеем R виду, по крайней мере, три имманентных признака правовой справедливост и. а) она есть справедливость упорядочивающая, б) она есть своеобразный противовес социальной несправедливости, ее ’’симметричная" сторона, в) она есть реальный и практически достижимый аналог меры справедливости. Остановимся на характеристике этих признаков а). Основой самой идеи справедливости является мысль об иерархическом характере порядка общественных ценностей Правовой порядок лишь с одной стороны является социальным состоянием, некоторой структурой общественных отношений, видимой в определенной плоскости. С другой же стороны, он является сложным взаимодействием социальных ценностей, фиксированных правосознанием в виде системы правовых предпочтений’. Моральное сознание исходит из признания дискретности справедливости, ибо мера ее заключена в самом конкретном действии или лице. Правосознание же исходит из непрерывности (длительности, временной и деятельной связанности) справедливости, ибо мера ее всегда является внешней по отношению к любому конкретному действию или лицу, единым масштабом для множества лиц и действий Поэтому правовая справедливость всегда связывается с установленным и признанным порядком ее достижения. Порядок осуществления справедливости является характерной проблемой логики правосознания. Справедливость выступает необходимым основанием социального порядка, тем pv1 См по данному вопросу: Выхслецов Г.П. Аксиология культуры С П б , 1996; Левин И.П. Гражданское общество на Западе и в России // Полис 1996 № 5, Маликова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике) Екатеринбург, 1995. Нерсесяиц B.C. Философия права М ., 1997, Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление М ., 1996; Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации 4.2 М ., 1998; Хёффе О. П олитика Право Справедливость Основоположения критической философии права и государства М ., 1994, Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1992 368 бежом, за пределами которого социальные структуры не воспринимаются в качестве порядка. В контексте мысли о справедливости общественный порядок ассоциируется не только с такими атрибутами, как стабильность, обеспеченность и т.д., но и с оправданностью в смысле, существенно перекрывающем непосредственно практические соображения, а именно справедливость высвечивает общественный порядок как гармонию и, тем самым, духовно освящает его И существующие неравенства, и реализуемые равенства должны быть упорядоченными, дабы представлять собой не самоцель, а условия воплощения некоторых общественных ценностей, какими бы по своему конкретному содержанию они ни были. Поэтому правовая справедливость есть справедливость упорядочивающая, поскольку она возводит организованность, последовательность, согласованность с внешней формой и иные отличительные признаки порядка в ранг непременных условий достижимости социальной справедливости в целом. б). Мысль о правовой справедливости носит, так сказать, "реактивный" характер, т.е она актуализируется в связи с некоторой конкретной несправедливостью, независимо от того, носит ли эта несправедливость единичный или массовый характер. Именно поэтому правовая справедливость выражается в восстановлении справедливости (иди что то же самое в устранении несправедливости) в рамках и в формах, уже существующих и признанных в обществе, а не творимых каждый раз заново, как эго происходит в области морали. Правовая справедливость не является таким социальным ориентиром, который был бы способом "предвосхищения" реальных межчеловеческих отношений. Мысль о ней, побуждение к ней исчерпывается негативной установлснностью на разлаженные, нарушенные, попранные, неполноценные и т.п. отношения и действия, права и обязанности В этом смысле правовая справедливость может быть охарактеризована как идентифицирующая, поскольку она связана с совмещением конкретного социального содержания и существующей обшей формы. 369 |