154 обеспеченность и т.д., но и с оправданностью в смысле, существенно перекрывающем непосредственно практические соображения, а именно — справедливость высвечивает общественный порядок как гармонию и, тем самым, духовно освящает его. И существующие неравенства, и реализуемые равенства должны быть упорядоченными, дабы представлять собой не самоцель, а условия воплощения некоторых общественных ценностей, какими бы по своему конкретному содержанию они ни были. Поэтому правовая справедливость есть справедливость упорядочивающая, поскольку она возводит организованность, последовательность, согласованность с внешней формой и иные отличительные признаки порядка в ранг непременных условий достижимости социальной справедливости в целом. Мысль о правовой справедливости носит, так сказать, «реактивный» характер, т.е, она актуализируется в связи с некоторой конкретной несправедливостью, независимо от того, носит ли эта несправедливость единичный или массовый характер. Именно поэтому правовая справедливость выражается в восстановлении справедливости (или что то же самое в устранении несправедливости) в рамках и в формах, уже существующих и признанных в обществе, а не творимых каждый раз заново, как это происходит в области морали. Правовая справедливость не является таким социальным ориентиром, который был бы способом «предвосхищения» реальных межчеловеческих отношений. Мысль о ней, побуждение к ней исчерпывается негативной установкой на разлаженные, нарушенные, неполноценные и т.п. отношения и действия, права и обязанности. В этом смысле правовая справедливость может быть охарактеризована как идентифицирующая, поскольку она связана с совмещением конкретного социального содержания и существующей общей формы. Правовая справедливость не является идеальным масштабом социальной реальности и тем способом качественного измерения отдельной ситуации, сложившейся практики или наличной системы в целом, который отстранен от сугубо рационального «взвешивания» действий, отношений, событий, но при |
бежом, за пределами которого социальные структуры не воспринимаются в качестве порядка. В контексте мысли о справедливости общественный порядок ассоциируется не только с такими атрибутами, как стабильность, обеспеченность и т.д., но и с оправданностью в смысле, существенно перекрывающем непосредственно практические соображения, а именно справедливость высвечивает общественный порядок как гармонию и, тем самым, духовно освящает его И существующие неравенства, и реализуемые равенства должны быть упорядоченными, дабы представлять собой не самоцель, а условия воплощения некоторых общественных ценностей, какими бы по своему конкретному содержанию они ни были. Поэтому правовая справедливость есть справедливость упорядочивающая, поскольку она возводит организованность, последовательность, согласованность с внешней формой и иные отличительные признаки порядка в ранг непременных условий достижимости социальной справедливости в целом. б). Мысль о правовой справедливости носит, так сказать, "реактивный" характер, т.е она актуализируется в связи с некоторой конкретной несправедливостью, независимо от того, носит ли эта несправедливость единичный или массовый характер. Именно поэтому правовая справедливость выражается в восстановлении справедливости (иди что то же самое в устранении несправедливости) в рамках и в формах, уже существующих и признанных в обществе, а не творимых каждый раз заново, как эго происходит в области морали. Правовая справедливость не является таким социальным ориентиром, который был бы способом "предвосхищения" реальных межчеловеческих отношений. Мысль о ней, побуждение к ней исчерпывается негативной установлснностью на разлаженные, нарушенные, попранные, неполноценные и т.п. отношения и действия, права и обязанности В этом смысле правовая справедливость может быть охарактеризована как идентифицирующая, поскольку она связана с совмещением конкретного социального содержания и существующей обшей формы. 369 в) Правовая справедливость не является идеальным масштабом социальной реальности и тем способом качественного измерения отдельной ситуации, сложившейся практики или наличной системы в целом, который отстранен от сугубо рационального "взвешивания" действий, отношений, событий, но при этом требует от правового субъекта, чтобы он выступал но нсей полноте своих достоинств. Мысль о правовой справедливости исчерпывается пониманием должной меры социальных отношений И это долженствование нормативно выражено’ Мера, с которой связана мысль о правовой справедливости, реальна в том смысле, что она повсеместно доступна осуществлению во множестве однотипных правовых ситуаций, а также в том смысле, что она "прозрачна "для рациональной мысли и облечена в определенную, известную и признанную форму. Форма же эта неразрывно связана с некоторым порядком реализации справедпивости, хотя и не исчерпывается, так сказать, внешностью правовых отношений. Мысль о правовой справедливости не может замыкаться лишь на самом факте упорядоченности. Упорядоченность социальных отношений, кроме всего прочего, должна приниматься как правильная Конечно же, правильность не ассоциируется только с практической пользой, эффективностью или с объемом решаемых задач по организации правовой жизни, хотя, несомненно, эти свойства правового порядка нажны для признания того, что в цепом система направлена на справедливость Полезность, целесообразность упорядоченности лишь косвенный и, думается, не самый важный показатель правовой справедливости. Гораздо более существенно то, что правовая справедливость неразрывно связана с законностью2. Законность более формальная характеристика, 1По этому вопросу см . например Пейтам И. Введение и основания нравственности и законодательства М., 1998, Дробницкии ().!'. Понятие морали. М , 1974, Мальцев Г.В Социальная справедливость н право М.. 1971. Роу:п Дж. Теория справедливости. М , 1995; Трубецкой Е.Н Энциклопедия права М., 1997. 3 См. об этом, например: Баннер А Г. Законность и справедливость в правоприменительной Деятельности. М., 1992; Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание Теоретические проблемы уголовно-правового регулирования Екатеринбург, 1994, Кросс Р. Прецедент в английском праве М., 1985, М альцев Т.Н. Социальная справедливость и право. М., 1971, Маркс К Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья) Дебаты по поводу закона о краже ле370 |