Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 156]

156 Законность более формальная характеристика, чем эффективность, в силу чего момент самоценного в фактической упорядоченности возрастает1.
Однако когда законность ассоциируется со справедливостью, тогда мы, видимо, вкладываем в понятие законности несколько иной смысл, чем
тот, который может быть определен на основе анализа нормативной природы права.
Формальность вытесняется неким глубоким внутренним смыслом, возвышенной и разносторонней значимостью закона в жизни человека.
Законность оказывается концептом правосознания, хотя и остающимся еще достаточно, элементарной формой осознания подлинности права.
Строго говоря, законность в узком, юридическом, смысле и законность в более широком (если не в универсальном) значении являются словами-омонимами.
Подлинность права — предельный показатель правовой справедливости, тот уровень, на котором моральный, религиозный и правовой взгляды становятся в равной степени существенными; они
взаимодействуют в осмыслении подлинности реального социального бытия, пронизывают его идеальным смыслом.
Иными словами, в решении данной проблемы правосознание не в состоянии быть самостоятельным.
Тем не менее, осознание права как воплощения справедливости не может быть абстрагировано от мысли о подлинности, «пригодности» права, понимаемой в глобальном и одухотворенном смысле.
Иначе следовало бы отказаться и от признания универсальности права.
Из чего складывается мысль о подлинности права как его справедливости? Во-первых, право подлинно, если оно создает для всех членов общества возможность надлежащим образом разделить между
собой обязанности перед обществом, как в его прошедшем, так в его настоящем и в будущем.
’См.
об этом, например: Коннер А.Г.
Законность и справедливость и правоприменительной деятельности.
М., 1992; ГрошевЛЖ Уголовный закон и правосознание.
Теоретические проблемы уголовноправового регулирования.
Екатеринбург, 1994, Кросс Р.
Прецедент
и английском праве.
М., 1985, Мальцев Г.В.
Социальная справедливость и право.
М, 1971; Маркс К,, Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья).
Дебаты по поводу закона о краже
леса // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.
1, Рабинович П.М.
Социалистическое право как ценность.
М„ 1985С.М,;
Аграиовскст Е В Правовая культура и обеспечение прав личности.
М., 1988, Зашита прав человека в современном мире.
М., 1993,
[стр. 370]

в) Правовая справедливость не является идеальным масштабом социальной реальности и тем способом качественного измерения отдельной ситуации, сложившейся практики или наличной системы в целом, который отстранен от сугубо рационального "взвешивания" действий, отношений, событий, но при этом требует от правового субъекта, чтобы он выступал но нсей полноте своих достоинств.
Мысль о правовой справедливости исчерпывается пониманием должной меры социальных отношений И это долженствование нормативно выражено’ Мера, с которой связана мысль о правовой справедливости, реальна в том смысле, что она повсеместно доступна осуществлению во множестве однотипных правовых ситуаций, а также в том смысле, что она "прозрачна "для рациональной мысли и облечена в определенную, известную и признанную форму.
Форма же эта неразрывно связана с некоторым порядком реализации справедпивости, хотя и не исчерпывается, так сказать, внешностью правовых отношений.
Мысль о правовой справедливости не может замыкаться лишь на самом факте упорядоченности.
Упорядоченность социальных отношений, кроме всего прочего, должна приниматься как правильная Конечно же, правильность не ассоциируется только с практической пользой, эффективностью или с объемом решаемых задач по организации правовой жизни, хотя, несомненно, эти свойства правового порядка нажны для признания того, что в цепом система направлена на справедливость Полезность, целесообразность упорядоченности лишь косвенный и, думается, не самый важный показатель правовой справедливости.
Гораздо более существенно то, что правовая справедливость неразрывно связана с законностью2.
Законность более формальная характеристика, 1По этому вопросу см .
например Пейтам И.
Введение и основания нравственности и законодательства М., 1998, Дробницкии ().!'.
Понятие морали.
М , 1974, Мальцев Г.В Социальная справедливость н право М..
1971.
Роу:п Дж.
Теория справедливости.
М , 1995; Трубецкой Е.Н Энциклопедия права М., 1997.
3 См.
об этом, например: Баннер А Г.
Законность и справедливость в правоприменительной Деятельности.
М., 1992; Грошев А.В.
Уголовный закон и правосознание Теоретические проблемы уголовно-правового регулирования Екатеринбург, 1994, Кросс Р.
Прецедент
в английском праве М., 1985, М альцев Т.Н.
Социальная справедливость и право.
М., 1971, Маркс К Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья) Дебаты по поводу закона о краже
ле370

[стр.,371]

чем эффективность, в силу чего момент самоценного в фактической упорядоченности возрастает!.
Однако когда законность ассоциируется со справедливостью, тогда мы, видимо, вкладываем в понятие законности несколько иной смысл, чем
тел, который может быть определен на основе анализа нормативной природы права.
Формальность вытесняется неким глубоким внутренним смыслом, возвышенной и разносторонней значимостью закона в жизни человека.
Законность оказывается концептом правосознания, хотя и остающимся еще достаточно элементарной формой осознания подлинности права.
Строго говоря, законность в узком, юридическом, смысле и законность в более широком (если не в универсальном) значении являются словами-омонимами Подлинность права предельный показатель правовой справедливости, тот уровень, на котором моральный, религиозный и правовой взгляды становятся в равной степени существенными; они
взаимопереплетены в осмыслении подлинности реального социального бытия, пронизывают его идеальным смыслом.
Иными словами, в решении данной проблемы правосознание не в состоянии быть самостоятельным Тем не менее, осознание права как воплощения справедливости не может быть абстрагировано от мысли о подлинности, "пригодности" права, понимаемой в глобальном и одухотворенном смысле Иначе следовало бы отказаться и от признания универсальности права.
Из чего складывается мысль о подлинности права как его справедливости? Во-первых, право подлинно, если оно создает для всех членов общества возможность надлежащим образом разделить между
сабой обязанности перед обществом, как в его прошедшем, так в его настоящем и в будущем.
Подлинность есть возвышающая всех совместность ж изни.
Во-вторых, право подлинно, когда оно человечно.
Понятие человечности чрезвычайно емкое и глубокое по своему содержанию1 Человечность должна са // Маркс К., Энгельс Ф Соч , т 1; Рабинович П.М.
Социалистическое право как ценность.
М ,1985
1 См Аграновская К В .
Правовая культура и обеспечение прав личности М., 1988, Зашита прав человека в современном мире М , 1993;
Кушкин В А.
Твой рай и ад Человечность к бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма) СПб , 1998; M aw vm Л .С .
Государство в ценностном измерении М.., 1998.
От Эразма Роттердаме ко371

[Back]