Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 158]

158 Правовая справедливость в данном смысле оказывается выраженной в действии благожелательностью.
В-четвертых, именно в своей подлинности правовая
справедливость становится социально самодостаточной.
Это значит, в частности, что если те или иные законы, отношения, процессы, институты оказываются несправедливыми, то они или должны быть изменены, или упразднены, независимо от того, какую пользу они могут приносить, нарушая справедливость.
Таким образом, формальность правовой справедливости не должна быть понята в узко-инструментальном смысле.
В действительности формальность права является
тем необходимым общим условием, при котором только и оказывается возможным развертывать все богатство человеческих побуждений и качеств характера.
Следовательно, только в своей целостности действительное право становится воплощением справедливости.
Более того, если право не предстает справедливым, то оно вообще не может считаться правом, если, конечно, мы толкуем его не в условно-терминологическом, позитивистском, а в социальносодержательном смысле.
Оно справедливо «по определению».
То, что определяет реальную справедливость и обретает соответствующую форму
ее осмысления, зависит от многих историко-культурных факторов и условий, о которых мы здесь нс будем говорить.
Продемонстрированный подход к пониманию справедливости имеет принципиальное значение.
Он позволяет преодолеть крайности ценностнонормативного толкования качественности конкретного права, но в то же время и явственно дистанцирован от крайностей юридического позитивизма.
Тот факт, что реальная правовая система не в состоянии в полной мере соответствовать общественному чувству справедливости, указывает лишь на органическую связанность с правовой жизнью всех других форм социального и
[стр. 372]

быть темой самостоятельного и подробного анализа.
Нам же важно сконцентрировать свое внимание лишь на следующем моменте: человечность социальной практики, общественных отношений, общественных целей и ценностей действительна при условии, если человек имеет возможность оставаться самим собой, даже подвергаясь лишениям, чувствовать себя человеком среди людей и видеть, что предъявляемые к нему общественные требования для его же блага и обусловлены признанием в нем достоинства личности.
В-третъих, правовая справедливость ассоциируется с подлинностью, когда она связывается не только с сохранением существенной для каждого субъекта социальных отношений дистанции с другими субъектами и не только с желанием блага каждому в меру своих возможностей, но и с готовностью преодолевать эту дистанцию (до определенных пределов, конечно), выраженную в желании сотрудничества и в стремлении к нему, выраженную в способности к самоограничению, к служению и даже к самопожертвованию.
Правовая справедливость в данном смысле оказывается выраженной в действии благожелательностью.
В-четвертых, именно в своей подлинности правовая
справедливое!ь становится социально самодостаточной Это значит, в частности, что если те или иные законы, отношения, процессы, институты оказываются несправедливыми, то они или должны быть изменены, или упразднены, независимо от того, какую пользу они могут приносить, нарушая справедливость1.
Таким образом, формальность правовой справедливости не должна быть понята в узко-инструментальном смысле.
В действительности формальность права является
гем необходимым общим условием, при котором только и окагс до Бертрана Рассела (Проблемы современного буржуазного гуманизма и свободомыслия) М., 1969; П ет рухнн И Л .
Человек как социально-правовая ценность// Государство и право 1999 № 10; Права человека: проблемы и перспективы М., 1990, Социальное государство и зашита прав человека М., 1994 и др ' По данному вопросу см : К оннер А.Г.
Законность и справедливость в правоприменительной деятельности М , 1992, Г ревцов Ю.И.
Правовые отношения и осушествленме права JI, 1987, К ант И.
Метафизика нравов в двух частях.
Соч , т 4, ч 2 М., 1965; О н лее Сочинения на немецком и русском языках Т I Трактаты и статьи (1784-1796).
М., 1994, М аленн N .C .
Ю ридическая ответственность и справедливость М , 1992; С е к и с о в а Л .П .
Социальная справедливость и пути ее достижения Иркутск, 1997 и др 372

[стр.,373]

зывается возможным развертывать все богатство чел ове ческих побуждений п качеств характера.
Следовательно, только н своей целостности действительное право становится воплощением снраке;ыивости.
Более того, если гграво не предстает справедливым, то оно вообще не может считаться правом, если, конечно.
мы толкуем его не в условно-терминологическом, позитивистском, а в социально-содержательном смысле.
Оно справедливо "по определению".
Т о , что определяет реальную справедливость и обретает соответствующую форму
се осмысления, зависит от многих историко-культурных факторов и условий, о которых мы здесь не будем говорить, Продемонстрированный подход к пониманию справедливости имеет принципиальное значение.
Он позволяет преодолеть крайности ценностнонормативного толкования качественности конкретного права, но в то же время и явственно дистанцирован от крайностей юридического позитивизма.
Тот факт, что реальная правовая система не в состоянии в полной мере соответствовать общественному чувству справедливости, указывает лишь на органическую связанность с правовой жизнью всех других форм социального и
духовного бытия людей, в особенности же на связанность права с моралью Мысль о справедливости придаст праву богатую содержательную окрашенность, гибкость и динамику; она подпитывает критическое восприятие конкретного права, но удерживает правовое существо от нигилизма1.
Справедливость оказывается символом самостоятельности, волевой и деятельной интенции правового субъекта.
§5.
Понятие закона И массовое сознание, и юридическая теория привычно связывают понимание права с мыслью о законе1.
Эта связь признается и тогда, когда право 1С м , например Г<пшан В.И Правовой нигилизм; пути преодоления // Советская юстиция 1990 №9, Казарезов Н.Н.
Справедливость.
Миф1 Реальность? М , 1997, Матшона И.П.
Философия права (от метафизики к юрменевтике) Екатеринбург, 1995; Рпкёр П.
Герменеетика Этика Политика М., 1995; Туманов И.Л.
О правовом нигилизме/ / Советское государство и право.
1989 № 10; Шелер М Ресент имент в структуре моралей СПб, 1999 а См , например; Байтин М.И.
О современном нормативном понимании права// Журнал Российского права 1999.
Xsl, Бернсе ih Ж .-Л.
Общая теория права N1, 2000; Борман Г.
Западная 373

[Back]