Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 160]

160 Начинать, конечно, следует с выяснения смысла понятия закона, вкладываемого в него научным мышлением.
Закономерности, как характеристика существенности, повторяемости, стабильности конкретных явлений и связей, выступают для науки основным, если не единственным, предметом.
В научном смысле закон представляет собой некоторую устойчивую, неслучайную, а потому предсказуемую (ожидаемую) зависимость одних процессов, отношений и явлений от других1.
Эта зависимость проявляет себя в массе однородных
случаев и может быть воссоздана, если для этого имеются соответствующие условия.
Закон является необходимым и достаточным основанием для деятельности в совершенно определенном направлении и с вполне предвидимым результатом.
Ценно то, что такие законы (закономерности) познаваемы; они прозрачны для рационального осмысления.
Это значит, что деятельность, сообразованная с узнанными и понятыми законами природы или общества, может развертываться на
основе принципов простой, утилитарной целесообразности, ограничиваться точным рационально-техническим расчетом.
Законы, доступные научному познанию, имеют объективный характер.
Всегда существует нечто, никоим образом не зависящее от нашей воли и желаний, что-то, от чего невозможно отказаться и через что невозможно переступить.
И хотя в области человеческого бытия выбор всегда возможен, но он пограничен и предельно контрастен: либо я следую закону и получаю желаемый результат, либо я иду ему наперекор и не смогу получить желаемое ни при каких условиях.
Сила такого закона кроется во внутренней фактической зависимости явлений (причинно-следственной, функциональной, генетической или какой-нибудь иной).
Основание для того, чтобы сообразовывать свои действия с законами, т.е.
сообразуясь с природой вещей, более чем достаточное.

1 См., например: Гегель Г.В.
Ф.
Наука логики.
В 3-х томах.
М, 1970-1972; Маркс К.
Экономикофилософские рукописи 1844 года // Маркс К„ Энгельс Ф.
Из ранних произведений.
М., 1956;
Сильчент И.В.
Закон: проблемы этимологии, социологии и логики.
Минск, 1993; Тихомиров Ю.А.
Теория закона.
М., 1982; Философия и методология науки.
М, 1996;
[стр. 375]

положение вещей, пришать очевидное и выработать социологическое понимание существа права.
Закон должен быть понят как самое прямое и непосредственное выражение природы и логики правосознания Мы будем исследовать закон не как момент социальной реальности, а как понятие правосознания.
Когда мы произносим слово "закон’1, всегда ли ясно, что при этом имеется в виду? Чаше всего, его смысл оказывается ясным лишь в общем контексте разговора.
Но далеко не всегда этот смысл определен интересующей нас предметной областью.
Как известно, рассуждения о законности в правовой области могут исходить и из нравственной, и из чисто прагматической интерпретации конкретной социальной ситуации Нам принципиально важно ответить на вопрос, является ли закон понятием, которое задает такие "координаты" собственного правового взгляда на реальность, на основе которого можно в достаточной мере раскрыть природу правосознания? Существуют устойчивые, давно сложившиеся контексты понятия закона, различение которых становится чрезвычайно важным, когда решается вопрос о природе правосознания.
Нам следует выяснить, связано ли понятие закона в его правовом смысле с каким-либо одним контекстом или же оно требует усмотрения определенных сочетаний некоторой совокупности контекстов.
Начинать, конечно, следует с выяснения смысла понятия закона, вкладываемого в него научным мышлением.
Закономерности, как характеристика существенности, повторяемости, стабильности конкретных явлений и связей, выступают для науки основным, если не единственным, предметом.
В научном смысле закон представляет собой некоторую устойчивую, неслучайную, а потому предсказуемую (ожидаемую) зависимость одних процессов, отношений и явлений от других1 Эта зависимость проявляет себя в массе однородных
случа375 1См , например Гегель Г.В.Ф .
Наука логики В 3 х томах.
М., 1970-1972, М аркс К.
Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К , Энгельс Ф.
Из ранних произведений М., 1956,
Смльченко Н.Н.
Закон: проблемы этимологии, социологии и логики Минск, 1993; Тихом и ров Ю .А.
Теория закона М , 1982; Философия и методология науки М..
1996;
Ш епт улт/н А.П.
Диалектический метод познания М .
1983, О н ж е Система категорий диалектики.
М , 1967

[стр.,376]

ев и может быть воссоздана, если для этого имеются соответствующие условия Закон является необходимым и достаточным основанием для деятельности в совершенно определенном направлении и с вполне предвидимым результатом Ценно то, что такие законы (закономерности) познаваемы; они прозрачны для рационального осмысления.
Это значит, что деятельность, сообразованная с узнанными и понятыми законами природы или общества, может развертываться на
осноне принципов простой, утилитарной целесообразности, ограничиваться точным рационально-техническим расчетом Законы, доступные научному познанию, имеют объективный характер.
Всегда существует нечто, никоим образом не зависящее от нашей воли и желаний, что-то, от чего невозможно отказаться и через что невозможно переступить И хотя в области человеческого бытия выбор всегда возможен, но он пограничен и предельно контрастенлибо я следую закону и получаю желаемый результат, либо я иду ему наперекор и не смогу получить желаемое ни при каких условиях Сила такого закона кроется во внутренней фактической зависимости явлений (причинно-следственной, функциональной, генетической или какой-нибудь иной) Основание для того, чтобы сообразовывать свои действия с законами, т.е сообразуясь с природой вещей, более чем достаточное.

Сознание закона представляет собой как бы уловление общего в многообразном, а потому закон выступает характеристикой сущностей в мире явлений.
Но для характеристики правосознания важным является не приведенный вьгше, а тот контекст понятия закона, который связан с поиском точек опоры жизнедеятельности человека в нем самом, т.е.
с указанием на разумные основания аеятвльностц^ Во-первых, такая точка опоры обнаруживается в сознании человеком своего внутреннего единства с окружающим миром, в сознании нерасторжимости этой связи.
Законы бытия и законы человека одни и ге же 1С м , в частности Алексеев (\С .
Самое святое, что есть у Бога на земле Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху.
М , 1998, Ьибдер В С От наукоучения к логике культуры М., 1991; Ильин И.А.
Путь к очевидности М., 1998; Кант И.
Критика практического разума Соч , т.4, ч.1 М , 1965; Маисцюаниеаи М .К Эстетика мышления М., 2000.
376

[Back]