161 Сознание закона представляет собой, как бы уловление общего в многообразии понимания. И потому закон выступает характеристикой сущностей в мире явлений. Но для характеристики правосознания важным является не приведенный выше, а тот контекст понятия закона, который связан с поиском точек опоры жизнедеятельности человека в нем самом, т.е. с указанием на разумные основания деятельности1. Во-первых, такая точка опоры обнаруживается в сознании человеком своего внутреннего единства с окружающим миром, в сознании нерасторжимости этой связи. Законы бытия и законы человека одни и. те же. Именно из факта такой принципиальной скоординированности человека и того, что его окружает, вытекает сама возможность и понимания законов реальности, и приведение в согласие себя, своих устремлений и действий с этими законами. Постижимость разумом явлений и закономерностей реальности оказывается той данностью человеческого бытия, которую следует просто принять, нс погружаясь в поиски рациональных оснований такого положения вещей. Присущий человеку разум свидетельствует о разумности окружающего мира. Ничего полнее этого свидетельства быть не может. Данная мировоззренческая установка имеет не только древнейшие философские корни, но и является существенной чертой обыденного, повседневного восприятия человеком своей реальности. Она, несомненно, является для него очевидностью и важным импульсом к действию. Все закономерное, что может быть подмечено человеком в процессе познания и практической деятельности, непременно, рано или поздно, обретает свойство разумности, т.е. того, что постижимо умом, имеет рациональный смысл, свою логику и глубинное единство и как бы привнесено в мир извне, со стороны. 1 См., в частности; Алексеев С.С Самос святое, что ест», у Бога ни земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху, М., 1998; Библср В.С. Ог наукоучения к логике культуры. М, 1991; Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998; Кант И, Критика практического разума. Соч., т.4, ч,1, М., 95. |
ев и может быть воссоздана, если для этого имеются соответствующие условия Закон является необходимым и достаточным основанием для деятельности в совершенно определенном направлении и с вполне предвидимым результатом Ценно то, что такие законы (закономерности) познаваемы; они прозрачны для рационального осмысления. Это значит, что деятельность, сообразованная с узнанными и понятыми законами природы или общества, может развертываться на осноне принципов простой, утилитарной целесообразности, ограничиваться точным рационально-техническим расчетом Законы, доступные научному познанию, имеют объективный характер. Всегда существует нечто, никоим образом не зависящее от нашей воли и желаний, что-то, от чего невозможно отказаться и через что невозможно переступить И хотя в области человеческого бытия выбор всегда возможен, но он пограничен и предельно контрастенлибо я следую закону и получаю желаемый результат, либо я иду ему наперекор и не смогу получить желаемое ни при каких условиях Сила такого закона кроется во внутренней фактической зависимости явлений (причинно-следственной, функциональной, генетической или какой-нибудь иной) Основание для того, чтобы сообразовывать свои действия с законами, т.е сообразуясь с природой вещей, более чем достаточное. Сознание закона представляет собой как бы уловление общего в многообразном, а потому закон выступает характеристикой сущностей в мире явлений. Но для характеристики правосознания важным является не приведенный вьгше, а тот контекст понятия закона, который связан с поиском точек опоры жизнедеятельности человека в нем самом, т.е. с указанием на разумные основания аеятвльностц^ Во-первых, такая точка опоры обнаруживается в сознании человеком своего внутреннего единства с окружающим миром, в сознании нерасторжимости этой связи. Законы бытия и законы человека одни и ге же 1С м , в частности Алексеев (\С . Самое святое, что есть у Бога на земле Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М , 1998, Ьибдер В С От наукоучения к логике культуры М., 1991; Ильин И.А. Путь к очевидности М., 1998; Кант И. Критика практического разума Соч , т.4, ч.1 М , 1965; Маисцюаниеаи М .К Эстетика мышления М., 2000. 376 1 Именно из факта такой принципиальной скоординированности человека и того, что его окружает, вытекает сама возможность и понимания законов реальности, и приведение в согласие себя, своих устремлений и действий с этими законами Посгижимость разумом явлений и закономерностей реальности оказывается той данностью человеческою бытия, которую следует просто принять, не погружаясь в поиски рациональных оснований такого положения вещей. Присущий человеку разум свидетельствует о разумности окружающего мира Ничего полнее и предельнее этого свидетельства быть не может. Данная мировоззренческая установка имеет не только древнейшие философские корни, но и является существенной чертой обыденною, повседневного восприятия человеком своей реальности. Она, несомненно, является для него очевидностью и важным импульсом к действонанию. Все закономерное, что может быть подмечено человеком в процессе познания и практической деятельности, непременно, рано или поздно, обретает свойство разумности, т.е. того, что постижимо умом, имеет рациональный смысл, свою логику и глубинное единство и как бы привнесено в мир извне, со стороны Во-вторых, разумность закона, как свидетельство и основание его силы и авторитета, открывается в сообразованности его с целями человеческой деятельности и социальными интересами, которые движут людьми1. Многие современные учения о праве обращаются к разуму как к единственному источнику законодательства. И этот разум не просто "возвышенная рациональность", но и совесть человека, к которой утвержденные людьми законы взывают именно потому, что цель разумного в человеке благо общества2. Благо же обшест377 1 См. по данному вопросу: Начппип НА. Философия права и преступления Харьков, 1999; Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М , 1993, Исаев И.А. Понятия “законность" и '’целесообразность" в советской правовой науке 20-х годов // Советское государство и право 1985 ЛЬ iО; Кудрявцев В И О правопониманнн и законности // Государство и право 1994 №3; Маяько А.В Стимулы и ограничения в праве Саратов, 1994; Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992 №2; Ф ит куямн Ф И . Чулюкни Л .Д Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977 5 См. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство М., 2000; /Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. Илаю и истина, классические и неклассические регулятивы М.. 1998; |