Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 165]

165 Мысль о законе связана и для социально-духовной сферы это чрезвычайно важно — также и со свойствами, источником которых является сам человек.
Эти свойства могут онтологизироваться (как, например, в концепциях Ф.
Ницше или
А.
Шопенгауэра1) или приобретать чисто субъективное значение (как в персоналистских теориях2) от этого они не перестают быть характеристиками человека, моментами очеловеченного бытия.
Когда необходимость определенных отношений оказывается не столько условием деятельности, сколько
ее целью, тогда, во-первых, она становится необходимостью для кого-то, вступающего с другими во взаимодействие, и, вовторых, она осуществляется как воля одной из сторон социального отношения.
Воля, в данном случае, предстает как желание, стремление и усилие преодолеть сопротивление другой стороны, настоять на своем интересе и на своих целях.
Она является внутренним импульсом субъекта, переходящим в действие.
Способность же и возможность
преодоления чужого интереса составляет социальную силу субъекта воли.
Деятельное воплощение воли в социальной жизни может выступать или как признанный произвол, если эта воля персонифицирована, или как право, если воля есть нечто всеобщее, т.е.
абстрагированное от всякого частного интереса и противопоставленного ему (конечно, противопоставленного лишь в видимости).
Представление о законе как акте юридического выражения всеобщей воли сложилось в европейской культуре достаточно
давно3.
Хотя, как известно, форму закона может принимать и узурпированное отдельным лицом (тираном, деспотом, авторитетом и т.п.) право.

1 Шопенгауэр А.
Мир как поля и представление.
Собр.
соч.
и пяти томах.
1,1.
М.> 1992, Он же.
Свобода воли и
нравственность.
М., 1992.
7 См, об этом, например: Кузнецов Э.В.
Философия права в России.
М„ 1989; Русская философия права, философия веры и нравственности.
Антология.
СПб., 1997.
3
См., например: Бсккириа Ч.
О преступлениях и наказаниях.
М., 1996;
Бептам И.
Введение в основания нравственности и законодательства.
М., 1998,
Геге:ш ГВ.Ф.
Философия права М., 1990; Исаев И.Л.
Метафизика власти и закона.
М., 1998; Каши И.
Метафизика правой в двух частях.
Соч., т.4, ч.2.
М., 1965;
[стр. 380]

случае, есть форма осознания общественного порядка'.
Гармония является тем типом социальных связей, в которых самостоятельным и самоценным становится способность людей воспроизводить посредством своих индивидуальных и разовых, а не только типичных, действий социальное целое В органической связанности внешней, индивидуальной формы с содержательным целым и состоит один из важнейших смыслов закона Общественный интерес, общее благо, наконец, нравственный, правовой или божественный закон олицетворяют собой гармонию общественных связей.
Целое, принимающее "обличье" закона, заложено в глубине всех правовых ценностей.
Понятие о законе, однако, не сводится к объективным характеристикам, вследствие которых те или иные явления и зависимости обнаруживают себя с неизбежностью, а сообразованностъ с ними наших действий свидетельствует о том, что мы владеем знанием о некоторых свойствах реальности.
Мысль о законе связана и для социально-духовной сферы это чрезвычайно важно также и со свойствами, источником которых является сам человек Эти свойства могут онтологизироваться (как, например, в концепциях Ф Ницше2 или
Л.
Шопенгауэра3) или приобретать чисто субъективное значение (как в персоналистских теориях4) от этого они не перестают быть характеристиками человека, моментами очеловеченного бытия.
К огда необходим ость определен ны х отнош ений оказы вается не столько условием деятельности, сколько
сс целью , тогда, во-первы х, она стан овится необходим остью д ля кого-то, вступаю щ его с другим и во взаим одействие, и.
в о '
См., в частности: Артемов R.M.
Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации.
М., 1998; Васильев А.М.
Правовые категории Метолологические аспекты разработки системы категорий теории права.
М., 1976, Гревцов Ю И.
Правовые отношения и осуществление права Д., 1987.
Ке/т.иов Д .А .
Методология права М , 2000; Л еви Э.Х.
Введение в правовое мышление М , 1995; Мальцев Г.В.
Понимание права.
Подходы и проблемы.
М., 1999; Нерсесянп Н.(' Право и закон: m истории правовых учений.
М., 1983; Тихомщюв Ю.А.
Теория закона М., 1982 1 См..
Ницше Ф.
По ту сторону лобра и зла.
Соч в 2-х тт..
т.2 М..
1990; Он же.
К генеалогии марали.
Соч.
в 2-х тт., т.2.
М., 1990.
’ Ш опенгауэр А.
Мир как воля и представление Собр соч в пяти томах Т.
1 М., 1992, Он же.
Свобода воли и
нравегненность М , 1992.
1См.
об этом, например: Кузнецов Э В.
Философия права п России М , 1989; Русская философия права философия веры и нравственности Антология СПб, 1997 380

[стр.,381]

вторых, она осуществляется как воля одной из сторон социального отношения.
Воля, в данном случае, предстает как желание, стремление и усилие преодолеть сопротивление другой стороны, настоять на своем интересе и на своих целях.
Она является внутренним импульсом субъекта, переходящим в действие.
Способность же и возможность
преодолевания чужого интереса составляет социальную силу субъекта воли.
Деятельное воплощение воли в социальной жизни может выступать или как признанный произвол, если эта воля персонифицирована, или как право, если воля есть нечто всеобщее, т е.
абстрагированное от всякого частного интереса и противопоставленного ему (конечно, противопоставленного лишь в видимости) Представление о законе как акте юридического выражения всеобщей воли сложилось в европейской культуре достаточно
давно1.
Хотя, как известно, форму закона может принимать и узурпированное отдельным лицом (тираном, деспотом, авторитетом и т.п.) право.

Проявленная воля всегда оказываеюя настоянием на чем-то несомненно необходимом, независимо от того, действительно ли ее актуализация связана с отражением существенных сторон реальности или она на поверку оказывается чьей-либо прихотью Воля, желающая себя утвердить, всегда, рано или поздно, принимает форму закона Воля, скрытая в законе, предстает как социальное требование.
Поскольку же воля "облачена" в форму закона, постольку социальное требование предстает как императив, т.е.
как повеление, обязывание, как непререкаемое, безусловное, категорическое требование Воля может быть воспринята в качестве основы авторитета закона В таком случае она, как правило, выступает в виде “обшей воли народа" или "государственной воли общества" 0 ней нередко предпочитают говорить юристы-теоретики2.
Конечно, с точки зрения научного видения предмета и создания объективного представления о 1См., например: Неккарна Ч.
О преступлениях и наказаниях М., 1996;
Центам И.
Введение в основания нравственности и законодательства М , 1998,
Гегель Г.В.Ф.
Философия права М , 1990; Исаев И.А.
Метафизика власти и закона М..
1998; Кант И.
Метафизика нравов в двух частях Соч., т.4, ч 2 М., 1965, Пет/юлснцкии Л.И Теория права и государства в связи с теорией нравственности СПб , 2000, Сорокин П.
Человек.
Цивилизация.
Общество.
М , 1991, Чистое учение о праве Ганса Кельзена.
Выпуск I М , 1987 2 См., например ГЫшан В.И.
Действие права (методологический анализ).
М., 1992, Пайтнн М.11.
Право и правовая система вопросы соотношения И Право и политика 2000 №4 381

[Back]