Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 167]

166 Проявленная воля всегда оказывается настоянием на чем то несомненно необходимом, независимо от того, действительно ли ее актуализация связана с отражением существенных сторон реальности или она на поверку оказывается чьей-либо прихотью.
Воля, желающая себя утвердить, всегда, рано или поздно, принимает форму закона.
Воля, скрытая в законе, предстает как социальное требование.
Поскольку же воля «облачена» в форму закона, постольку социальное требование предстает как императив, т.е.
как повеление,
как непререкаемое, безусловное и категорическое требование.
Воля может быть воспринята в качестве основы авторитета закона.
В таком случае она, как правило, выступает в виде
«общей воли народа» или «государственной воли общества».
О ней нередко предпочитают говорить юристы-теоретики1.
Конечно, с точки зрения научного видения предмета и создания объективного представления о
положении вещей, подобные утверждения, скорее всего, являются иллюзией.
Однако эта «иллюзия» обладает большой стимулирующей силой именно потому, что в полной мере согласована с логикой самого правосознания, является ее порождением.
Но всякое ли проявление воли может быть действительно законом, даже если оно приняло форму императива? Прежде всего, воля связана с императивом не как с некоторой идейно-ценностной установкой, а как с непреложным практическим требованием, обращенным к деятельной способности человека.
Ясно, что за предъявлением воли, — если форма закона (т.е.
обязательности цели этой воли) не представляет собой лишь пустую внешность, видимость, а оформляет его как обязывающее проявление желания, — должна предполагаться некоторая сила, вынуждающая к выполнению воли как непреложности поведения.
Эта сила предстает способностью следовать требованиям воли и реализовать их.

1 См., например; ГЪйман В.И.
Действие права (методологический анализ).
М„ 1992;
Паппиш Н.К.
Право и праиовая система, вопросы соотношения //Право и политики.
2000.
[стр. 381]

вторых, она осуществляется как воля одной из сторон социального отношения.
Воля, в данном случае, предстает как желание, стремление и усилие преодолеть сопротивление другой стороны, настоять на своем интересе и на своих целях.
Она является внутренним импульсом субъекта, переходящим в действие.
Способность же и возможность преодолевания чужого интереса составляет социальную силу субъекта воли.
Деятельное воплощение воли в социальной жизни может выступать или как признанный произвол, если эта воля персонифицирована, или как право, если воля есть нечто всеобщее, т е.
абстрагированное от всякого частного интереса и противопоставленного ему (конечно, противопоставленного лишь в видимости) Представление о законе как акте юридического выражения всеобщей воли сложилось в европейской культуре достаточно давно1.
Хотя, как известно, форму закона может принимать и узурпированное отдельным лицом (тираном, деспотом, авторитетом и т.п.) право.
Проявленная воля всегда оказываеюя настоянием на чем-то несомненно необходимом, независимо от того, действительно ли ее актуализация связана с отражением существенных сторон реальности или она на поверку оказывается чьей-либо прихотью Воля, желающая себя утвердить, всегда, рано или поздно, принимает форму закона Воля, скрытая в законе, предстает как социальное требование.
Поскольку же воля "облачена" в форму закона, постольку социальное требование предстает как императив, т.е.
как повеление,
обязывание, как непререкаемое, безусловное, категорическое требование Воля может быть воспринята в качестве основы авторитета закона В таком случае она, как правило, выступает в виде “обшей воли народа" или "государственной воли общества" 0 ней нередко предпочитают говорить юристы-теоретики2.
Конечно, с точки зрения научного видения предмета и создания объективного представления о
1См., например: Неккарна Ч.
О преступлениях и наказаниях М., 1996; Центам И.
Введение в основания нравственности и законодательства М , 1998, Гегель Г.В.Ф.
Философия права М , 1990; Исаев И.А.
Метафизика власти и закона М..
1998; Кант И.
Метафизика нравов в двух частях Соч., т.4, ч 2 М., 1965, Пет/юлснцкии Л.И Теория права и государства в связи с теорией нравственности СПб , 2000, Сорокин П.
Человек.
Цивилизация.
Общество.
М , 1991, Чистое учение о праве Ганса Кельзена.
Выпуск I М , 1987 2 См., например ГЫшан В.И.
Действие права (методологический анализ).
М., 1992,
Пайтнн М.11.
Право и правовая система вопросы соотношения И Право и политика 2000 №4 381

[стр.,382]

положении вещей, подобные утверждения, скорее всего, являются иллюзией.
Однако эта "иллюзия" обладает большой стимулирующей силой именно потому, что в полной мере согласована с логикой самого правосознания, является ее порождением Но всякое ли проявление воли может быть действительно законом, даже если оно приняло форму императива? Прежде всего, воля связана с императивом не как с некоторой идейно-ценностной установкой, а как с непреложным практическим требованием, обращенным к деятельной способности человека.
Ясно, что за предъявлением воли, если форма закона (т е.
обязательности цели этой воли) не представляет собой лишь пустую внешность, видимость, а оформляет его как обязывающее проявление желания, должна предполагаться некоторая сила, вынуждающая к выполнению воли как непреложности поведения.
Эта сила предстает способностью следовать требованиям воли и реализовать их
И именно она становится законом в области социальных действий и отношений1.
Право не может быть, подобно морали, "бессилием в действии", т.е пребывать на уровне таких требований, которые обусловлены лишь некоторыми ценностными установками, ориентирами жизни людей и, как правило, не заключают в себе деятельные эквиваленты.
Хотя, как полагал, например, русский мыслитель И.А.
Ильин, понимание права в связи с силой возможно лишь в чисто юридическом аспекте, но неприемлемо в более широком, религиозноправовом и нравственно-правовом смысле2 Разумеется, признание внутренней 1 По данному аспекту проблемы см Александров В.А.
Формирование законопослушного гражданина приоритетное направление правовой политики современной России И Правоведение 1998 № \\ Бачиннн В.А.
Философия права и преступления.
Харьков, 1999, Гревцов Ю И.
Правовые отношения и осуществление права Л , 1987, Кудрявцев В.Н., Керимов Д.А.
Право и государство (опыт философско-правового анализа) М., 1993, Ленин В И Государство и революция Поли, собр соч., т.ЗЗ, Маркс К.
К критике гегелевской философии права // Маркс К , Энгельс Ф Соч , т 1, Орлов Ю.М.
Психология принуждения.
М., 1997; Поздняков Э.А.
Философия государства и права М., 1996; Тихомиров Ю.А.
Теория закона.
М., 1982, Чиркин B E .
Легализация и легитимация государственной нласти // Государство и право 1995 №8, Энгельс Ф.
Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К , Энгельс Ф Соч , т 22.
5См.1Ильин И.А.
Понятия права и силы П Путь к очевидности М..
1998

[Back]