Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 171]

171 Поэтому он может быть осуществлен и на основе простого насилия.
Но правовым закон остается и тогда, когда связывается с глубоким переживанием его как стройного и прочного фундамента.
Выражение «всевидящее око закона» указывает вовсе не на господство организованной и всемогущей силы, а на всесилие закона как ставшей зримою священности организующих начал общественной жизни.

7) Закон представляет собой „ специфически правовую форму общественной оценки тех или иных социальных отношений, действий, событий.
В
этой оценке подчеркивается и имеет принципиальное значение отстраненность от всяких субъективных вкраплений в правильное (т.е.
соответствующее праву) понимание социальной сути конкретной ситуации, отдельного факта.
И в то же время,
«невозмутимость» и «прозрачность» закона пребывает в органическом единстве, с одной стороны, вниманием и участием к человеку, а с другой стороны с благородным негодованием, возмущением и презрением по поводу неподобающего, предосудительного или преступного деяния.
Впрочем, презрение есть та крайность общественной оценки, которая ставит под вопрос сам
ее смысл и возможность.
8) Как следствие, закон является правовым способом существования социальной ответственности.
Эта ответственность «конденсируется» в законе в силу того, что субъект располагает реальной возможностью выбора в случае предъявленной ему и осознанной им социальной необходимости.
В правовом
законе и заключена социальная мера ответственности как мера социальной вменяемости субъекта.
Таким образом, понятие правового закона представляет собой сложное сочетание множества атрибутов и множества контекстов.
Но на практике этот смысловой «пучок» редко подвергается «спектральному анализу».

Поэтому-то упования на закон довольно часто оказываются неудовлетворенными.
Но и его потенции далеко не всегда используются в полной мере.
И последняя проблема, которую мы должны исследовать в данном разделе — проблема связи права и закона.
Она имеет фундаментальное значение для
[стр. 392]

7).
G правовом законе слитно выражен и императив, и то, что скрыто за ним и служит ему, этому императиву, опорой Закон и характеристика правовой реальности, и то, что может быть названо привнесенным в реальность смыслом.
Поэтому он может быть осуществлен и на основе простого насилия1.

По правовым закон остается и тогда, когда связывается с глубоким перел/гипаннем его как стройного и прочного фундамента испнеп правомеренности.
Выражение "всевидящее око закона" указывает вовсе не на господство организованной и всемогущей силы, а на всесилие закона как ставшей зримою священности организующих начал общественной жизни
8).
Закон представляет собой специфически правовую ф орму общ ест венной оценки тех или иных социальных отношений, действий, событий В згой оценке подчеркивается и имеет принципиальное значение.<жгграненность от всяких субъективных вкраплений в правильное (т.е.
соответствующее праву) понимание социальной сути конкретной ситуации, отдельного факта.
И в то же время,
"невозмугимость" и "прозрачность" закона пребывает в органическом единстве, с одной стороны, с вниманием и участием к человеку, а с другой стороны —с благородным негодованием, возмущением и презрением по поводу неподобающего, предосудительного или преступного деяния Впрочем, презрение есть та крайность общественной оценки, которая ставит под вопрос сам ес смысл и возможность.
9).
Как следствие, закон является правовым способом существования
спциалыюй ответственности.
Эта ответственность "конденсируется” в законе в силу того, что субъект располагает реальной возможностью выбора в случае предъявленной ему и осознанной им социальной необходимости.
В правовом
1 По этому вопросу' см Антология ненасилия М., 1992; ГусНтов А.А.
Мораль и насилие П Вопросы философии.
1990.
Да5, Зиновьев А.А.
Коммунизм как реальность М..
1994, Исаии И.А.
Революционная психология и революционная законность (российский опыт 1917г) /.•' Государство и право.
1995 №11; Кантор В.К Насилие как провокация цивилизационных Срывов в России /УВопросы философии.
1995.
№5; Ковалев Л.М.
Правонарушение и закон // Правоведение.
1991 ДаI, Кудривт/ев И.И.
Закон, поступок, ответственность М , 1996, Орлов Ю.М Психология принуждения М, 1997; Поздняков З.А.
Философия преступления.
М., 2001, Тихомиров Ю А Юридическая коллизия, власть и правопорядок И Государство и нрав 1994.
№1, Философия н социология нелаеллпя.
М,, 1994.
392

[стр.,393]

законе заключена социальная .мера ответственности как мера социальной вменяемости субъекта Таким образом, понятие правового закона представляет собой сложное сочетание множества атрибутов и множества контекстов.
Но на практике этот смысловой "пучок" редко подвергается "спектральному анализу".

Поэтомуэтя упования на закон довольно часто оказываются неудовлетворенными.
Но и его потенции далеко не всегда используются в полной мере.
И последняя проблема, которую мы должны исследовать в данном разделе проблема связи права и закона Она имеет фундаментальное значение для
всех направлений юридической теории и философии права как прошлого, так и современности.
При этом исторически сложилась традиция противопоставления друг другу двух типов правопонимания: основанного на признании права следствием действия законов (закон как право) и основанного на признании закона формой конкретизации права (право как закон).
Здесь не ставится задача подробно проанализировать и оценить достоинства и недостатки той или иной позиции.
Отметим лишь то, что, на наш взгляд, может стать самым существенным для понимания природы правового закона.
Указанные позиции, конечно, нельзя воспринимать как взаимонесовместимые; предпочтение, отданное одной из них, не должно с неизбежностью вести к отвержению другой.
Но они обе неверны в своих крайних вариантах.
Считать закон только формой конкретизации права это поверхностный подход, связанный с упрощенным представлением о природе правового закона, с преувеличением ею формально-регулирующей роли и с умалением в нем творческого, содержательного начала.
Считать же право только результатом действия законов —значит либо признавать их "промыслом Кожиим", сверхъестественным началом, либо преувеличивать субъективно-волевой и властный момент в содержании закона В первом случае вопрос о природе права поглощает собой вопрос о природе закона: во втором случае вопрос о природе закона подменяет собой вопрос о природе права.
Однако при соответствующих уточнениях указанные позиции становятся взаимодополняющими.
393

[Back]