правосознания стал в Европе процесс Реформации, наглядно продемонстрировавший экономическую детерминацию изменений отношения людей к общественным явлениям. Г. Гроций во 2-й половине 17 в. рассматривал право, среди прочего, и как некое имеющееся у субъекта нравственное свойство, в силу которого он может что-либо делать законно, сообразно началам естественного права.1 Т. Гоббс, говоря о страхе смерти и инстинкте самосохранения как императивах поведения людей, не отказывал им в наличии естественного разума, то есть способности каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Довольно остро проблема правосознания в философии встала в связи с развитием теории общественного договора. Сам смысл договорного характера государства предполагал, что политическое и правосознание народа должно находиться на соответствующем принятию такого решения уровне. В частности, идея мирного образования государства через осознанное согласие народа получила свое развитие у Дж. Локка. В правовых воззрениях французских просветителей был поставлен вопрос о ведущей роли просвещения в прогрессивном развитии общества, невежество рассматривалось как один из наиболее существенных факторов, способствующих закреплению архаического порядка в правовой сфере. Таким образом, к началу 19-го в. был создан ряд исторических и теоретико-методологических предпосылок для начала формирования специальной теории правосознания. Необходимо при этом отметить, что политико-правовые теории в предшествующий период, в той или иной степени определявшие роль и место правосознания в системе правовых отношений, всё же оказались нс в состоянии системно осмыслить данную проблему. Также и потому, что особую актуальность она приобрела в условиях развития буржуазного общества, ориентированного на индивидуальные жизненные стратегии, в том числе в политико-правовой сфере. Первым важнейшим шагом на пути комплексного осмысления проблемы правосознания стали работы 19 1 История политических и правовых учений / под ред.доктора юридических наук В.С.Нерссянца. М.:Юрнднческая литература, 1983. с.77 |
связало, в первую очередь с трудами Н. Маккиавели, который обратился к проблеме истолкования и использования религиозных догматов в политических целях. Он выдвинул знаменитое положение о том, что «судьба предопределяет половину наших действии, а другой половине она предоставляет управлять нам». Социальной основой активизации философского интереса к проблемам массового правосознания стал в Европе процесс Реформации, наглядно продемонстрировавший социальноэкономическую детерминацию изменений отношения людей к общественным явлениям. Г. Гроций во 2-й половине 17 в. рассматривал право, среди прочего, и как некое имеющееся у субъекта нравственное свойство, в силу которого он может что-либо делать законно, сообразно началам естественного права.15 Т. Гоббс говоря о страхе смерти и инстинкте самосохранения как императивах социального поведения людей, не отказывал им в наличии естественного разума, то есть способности каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Довольно остро проблема правосознания в философии встала в связи с развитием теории общественного договора. Сам смысл договорного характера государства предполагал, что политическое и правовое сознание народа должно находиться на соответствующем принятию такого решения уровне. В частности, идея мирного образования государства через осознанное согласие народа получила свое развитие у Дж. Локка. В правовых воззрениях французских просветителей был поставлен вопрос о ведущей роли просвещения в прогрессивном развитии общества, невежество рассматривалось как один из наиболее существенных факторов, способствующих закреплению архаического социального порядка в правовой сфере. Таким образом, к началу 19-го в. был создан ряд исторических и теоретико-методологических предпосылок для начала формирования специальной теории правосознания. Необходимо при этом отметить, что политико-правовые теории в предшествующий период, в той или иной 20 степени определявшие роль и место правосознания в системе социальноправовых отношений, все же оказались не в состоянии системно осмыслить данную проблему в том числе и потому, что особую актуальность она приобрела в условиях развития буржуазного общества, ориентированного на индивидуальные жизненные стратегии в том числе в политико-правовой сфере. Первым важнейшим шагом на пути комплексного осмысления проблемы правосознания стали работы И. Канта, в которых он разрабатывал идею о том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Человек, по И. Канту, субъект нравственного сознания, отличный от окружающей природы в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Этот закон, именуемый И. Кантом «категорический императив» априорен, не подвержен влиянию внешних факторов и поэтому безусловен: «Поступай гак, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». И. Кант, раскрывая сущность противоречия внутреннего закона человека категорического императива и позитивного права, раскрывал определяющее значения внутреннего отношения субъекта к внешним формам его социального принуждения: «Я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или другую цель».16 Наиболее образно значение личностного отношения к негативным формам существующего социальноправового порядка, как нам представляется, И. Кант выразил в следующей формулировке: «Кто превратил себя в червя не должен жаловаться, что его топчут ногами».17 В рамках немецкой классической философии развитие теоретикометодологических основ анализа правосознания было наиболее плодотворно продолжено Г. Гегелем в знаменитом произведении «Философия права». Данная работа заметно выделяется среди ряда классических философскоправовых трудов, таких как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» 21 |