Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 21]

21 Г.
Гегель, имеет своим предметом идею права понятие права и его осуществление».1 Идея права, которая и есть свобода, по замыслу Г.
Гегеля, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность, как объективация форм права и свободы.
Свою концепцию философии права Г.
Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его
характеристике, лишь с противоречиями.
Задача философии права, по Г.
Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрывается в «Философии права».2 Право, согласно идеям Г.
Гегеля, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли.
Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы.
Свобода, по Г.
Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли.
В том, что свободно, и есть наличие воли, так как мышление и воля в гегелевской философий отличаются друг от друга
нс как две различные способности, а лишь как два способа теоретический и практический — одной и той же способности мышления.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права); 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право); 3) право как закон (позитивное право).
На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей
свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом аспекте гегелевская философия права могла бы называться «философией свободы».
Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.
Система права как форма реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до, конкретных).
Каждая ступень
1 См.: Гегель Г.В.Ф.
Философия истории.
М.
Л., 1935.
с.59.
2 Гегель Г.В.Ф.
Философия Ирана / пер.
с нем.
М.: Мысль, 1990.
с.57-58.
[стр. 22]

Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Н.
Макиавелли, «Левиафан» Т.
Гоббса, «Политический трактат» Б.
Спинозы, «О духе законов» Ш.-Л.
Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.
Руссо, «Метафизические начала учения о праве» И.
Канта, «Основы естественного права» И.
Фихте.
В рамках методологии исследования правосознания важно то, что «Философская наука о праве, как отмечал Г.
Гегель, имеет своим предметом идею права понятие права и его осуществление».18 Идея права, которая и есть свобода, по замыслу Г.
Гегеля, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность, как объективация форм права и свободы.
Свою концепцию философии права Г.
Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его
характериегике, лишь с противоречиями.
Задача философии права, по Г.
Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрывается в «Философии права».
Право, согласно идеям Г.
Гегеля, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли.
Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы.
Свобода, по Г.
Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли.
В том, что свободно, и есть наличие воли, так как мышление и воля в гегелевской философий отличаются друг от друга
не как две различные способности, а лишь как два способа теоретический и практический одной и той же способности мышления.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права); 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право); 3) право как закон (позитивное право).
На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей
22

[стр.,23]

свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться «философией свободы».
Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.
Система права как форма реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
Каждая ступень
самоуглубления идей свободы и, следовательно, конкретизации понятия права есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и особое право.
Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству.
Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа), они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину.
Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактнот.
И только на вершине иерархии «особых прав» стоит право государства, над которым лишь право мирового духа.
Таким образом, значимая для исследования правосознания специфика учения Г.
Гегеля состоит в развертывании признаваемого им принципа различения права и закона, констатации необходимости научного подхода к осмыслению проблем правосознания.
«Существуют законы двоякого рода: законы природы и законы права.
Законы природы абсолютны и имеют силу так, как они есть: они не допускают ограничения, хотя в некоторых случаях могут быть и нарушены.
Чтобы знать, в чем состоит закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными могут быть лишь наши представления о них.
Мерило этих законов находится вне нас, и наше познание ничего им не прибавляет, ни в чем не способствует им: глубже может стать только наше познание их.
Знание права, с одной стороны, такое же, с другой иное.
Мы узнаем эти законы тоже просто такими, как они есть: так более или менее знает их гражданин, и изучающий 23

[Back]