Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 23]

23 но никогда не подчиняется им так, как необходимости природы, ибо его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или не подтверждение того, что имеет силу закона.
В природе величайшая истина состоит в том, что закон вообще существует.
В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует, и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию.
Здесь, следовательно, возможна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть.

«В себе» и «для себя» сущим правом, остающимся неизменным, и произвольным определением того, что есть право.
Такое разделение и такую борьбу мы обнаруживаем лишь в области духа, а так как это преимущество духа как будто ведет к раздору и бедствиям, то нам часто предлагают обратиться от произвола жизни к изучению природы и видеть в ней образец для себя.
Однако именно эти противоположности между правом «в себе» и «для себя» и тем, чему произвол сообщает силу права, вызывают потребность основательно изучить право.
В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями.
В наше время эта потребность стала еще более настоятельной, ибо в прежние времена к существовавшим законам еще питали благоговейное уважение; теперь же образованность эпохи приняла другое направление, и во главе всего, что должно быть признано значимым, стала мысль.
Теории противопоставляют себя
существующему, и закономерно претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми.
Поэтому теперь возникает особая потребность познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права.
Поскольку мысль возвысилась до существенной формы, надо стремиться понять и право как мысль.
Может показаться, что понимание права как мысли открывает путь к случайным мнениям, однако истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета.
Понятие предмета не дается нам от природы.
У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником.
Так же обстоит дело и с мышлением.
Мысль
[стр. 24]

позитивное право юрист также исходит из того, что дано.
Различие между этими двумя типами законов состоит в том, что при изучении правовых законов действует дух рассмотрения и уже само различие законов заставляет обратить внимание на то, что они не абсолютны.
Правовые законы это законы, идущие от людей.
Внутренний голос может либо вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними.
Человек не останавливается на налично сущем, а утверждает, что внутри себя обладает масштабом правого: он может подчиниться необходимости и власти внешнего авторитета, но никогда не подчиняется им так, как необходимости природы, ибо его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждепие того, что имеет силу закона.
В природе величайшая истина состоит в том, что закон вообще существует.
В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует, и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию.
Здесь, следовательно, возможна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть,
между в себе и для себя сущим правом, остающимся неизменным, и произвольным определением того, что есть право.
Такое разделение и такую борьбу мы обнаруживаем лишь в области духа, а так как это преимущество духа как будто ведет к раздору и бедствиям, то нам часто предлагают обратиться от произвола жизни к изучению природы и видеть в ней образец для себя.
Однако именно эти противоположности между правом в себе и для себя и тем, чему произвол сообщает силу права, вызывают потребность основательно изучить право.
В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями.
В наше время эта потребность стала еще более настоятельной, ибо в прежние времена к существовавшим законам еще питали благоговейное уважение; теперь же образованность эпохи приняла другое направление, и во главе всего, что должно быть признано значимым, стала мысль.
Теории противопоставляют себя


[стр.,25]

существующему и претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми.
Поэтому теперь возникает особая потребность познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права.
Поскольку мысль возвысилась до существенной формы, надо стремиться понять и право как мысль.
Может показаться, что понимание права как мысли открывает путь к случайным мнениям, однако истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета.
Понятие предмета не дается нам от природы.
У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником.
Так же обстоит дело и с мышлением.
Мысль
о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным».20 Существенный вклад в формирование методов анализа проблем правосознания внес своими философскими работами Ф.
Энгельс.
В «АнтиДюринге» он, в частности, подчеркивал, что: «Взгляд, согласно которому будто бы идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой результаты до сих пор оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали.
Этот взгляд лишь в более или менее отдаленном будущем может стать соответствующим действительности, поскольку люди будут заранее знать необходимость изменения общественного строя, вызванную изменением отношений, и пожелают этого изменения, прежде чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли.
Это применимо и к представлениям о праве, а следовательно и к политике».21 Таким образом, им был констатирован принцип социальной обусловленности сознания, в том числе и такой его формы как правосознания.
Энгельс, с нашей точки зрения, одним из первых сумел адекватно применить принцип отчуждения, разработанный К.
Марксом к феномену правосознания: «Чем сложнее становится это законодательство, тем более отличается способ его 25

[Back]