Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 24]

24 0 праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным»1.
В рамках общественного подхода к праву конца 19в.
наиболее важным для анализа роли и места правосознания в социально-правовой сфере общества представляются идеи Р.
Иеринга.
В работе «Борьба за право» Р.
Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества.
Он критиковал мнение исторической школы права о том, что право развивается мирно, стихийно и безболезненно, подобно языку и культуре.
Право, по Р.

Исрингу, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через законодательство своих интересов.
С его точки зрения, субъективное право нс существует без объективного, и наоборот.
«В
моем праве, отмечал исследователь, попирается и отрицается право вообще, но в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается».2 Единство объективного и субъективного права, доказываемое с точки зрения правовой методологии, стало принципиальным моментом в формировании современного видения проблем правосознания.
Стремясь подчеркнуть значимость внутреннего правового императива в процессе осуществления
общественного взаимодействия, Р.
Иеринг сформулировал, на наш взгляд, весьма показательный тезис о том, что «сопротивление наглому беззаконию есть обязанность правомочного по отношению к себе самому».3 Развитие философских взглядов на проблемы правосознания в отечественной философской традиции знаменуется специфическим пониманием того, что право и правоответствениость зависят друг от друга.
Оно было заложено митрополитом Илларионом в «Слове о Законе и Благодати», и стало, в конечном счете, одной из философских предпосылок русской социально-правовой идеи.
Синтез права и нравственности в русской философии
1 Энгельс Ф.
К жилищному вопросу / Маркс К., Энгельс Ф.
Избранные произведения.
В 3-х т.
Т.2.
М.: Политиздат, 1985.
с.394.
2 Иеринг Р.
Борьба за право.
М., 1901.
с.24.
3 Иеринг Р.
Борьба за право.
М., 1901.
с.
16.
[стр. 27]

объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е.
законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.
Именно действующее, позитивное право, с этой точки зрения, было способно обеспечить порядок, гармонию и безопасность в государстве, создать прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.
И наоборот, естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию.
Социально-правовая практика, обобщенная в рамках некласисческой социологии права второй половины 19-го в.
показала, что отказ от «оценочных суждений» и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику позитивного права, но и прогностический подход к самому праву, т.е.
проблему его совершенствования и развития.
В частности М.
Вебер утверждал, что «Взаимоотношения между правом, условностью и этикой не составляют проблемы для социологии.
«Этическим» социология считает тот критерий, для которого специфическая ценностно-рациональная вера людей служит нормой человеческого поведения, пользующегося предикатом «хорошего» в нравственном отношении.
В этом смысле этические нормативные представления могут очень сильно влиять на поведение людей, без какойлибо внешней гарантии».2'1 В рамках социологического подхода к праву конца 19в.
наиболее важным для анализа роли и места правосознания в социально-правовой сфере общества представляются идеи Р.
Иеринга В работе «Борьба за право» Р.
Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества.
Он критиковал мнение исторической школы права о том, что право развивается мирно, стихийно и безболезненно, подобно языку и культуре.
Право, по Р.

Иерингу, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через законодательство своих интересов.
С его точки зрения, субъективное право нс существует без объективного, и наоборот.
«В
27

[стр.,28]

моем праве, отмечал исследователь, попирается и отрицается право вообще, но в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается».25.
Единство объективного и субъективного права, доказываемое с точки зрения
социологической методологии, стало, как нам представляется, принципиальным моментом в формировании современного видения проблем правосознания.
Стремясь подчеркнуть значимость внутреннего правового императива в процессе осуществления
социального взаимодействия, Р.
Иеринг сформулировач, на наш взгляд, весьма показательный тезис о том, что «сопротивление наглому беззаконию есть обязанность правомочного по л/ отношению к себе самому».
Развитие философских взглядов на проблемы правосознания в отечественной философской традиции знаменуется специфическим
решением проблемы взаимоотношения права и нравственности.
Оно было заложено митрополитом Илларионом в «Слове о Законе и Благодати», и стало, в конечном счете, одной из философских предпосылок русской социально-правовой идеи.
Синтез права и нравственности в русской философии
осуществлялся как на религиозной, так и на рациональной почве и отражал социальный универсализм отечественной духовной культуры.
П.И.
Новгородцев писал в этой связи: «Не раскол между правом, с одной стороны, и нравственностью, с другой, как то провозгласила новая философия права, а новая непосредственная связанность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону образует норму социальной жизни».27 Подчеркивая специфику отечественного правосознания, М.М.
Сперанский писал о том, что «Законы римские всегда для нас будут законы чуждые, и хотя по великому их обилию, а в некоторых частях и по великому их превосходству, они везде должны занимать важное место, но учение их у нас должно быть учением только вспомогательным, а не главным, их система должна быть приспособлена к нашей, а не наша к ним, ибо римские законы нс достоинством системы отличаются, напротив 28

[Back]