26 обязанностях».1 Л.С. Хомяков исследовал православные основания свободы, раскрывал её особый смысл в подчинении безусловным началам религиозной веры и указал на символический характер нравственной нормы, отличающей её от права, во многом связанного с деятельностью законодателя. Свобода и закон, согласно идее А.С. Хомякова, существуют в особых сферах: закон в праве, отражая внешнюю жизнь человека и общества, а свобода реализуется по преимуществу во внутренней нравственной жизни индивида. Особая роль верующего разума виделась ему в нравственно-правовой легитимации верховной власти. В целом же, специфика славянофильской философии права заключалась в создании на основе философии соборности и «русской идеи» такой философии права, которая синтезировала принципы обычного права, слитого с нравственностью. В рамках нравственно-правового сознания славянофилами решался также и вопрос о сущности человеческой свободы и её взаимосвязи с моральным законом, когда нравственное рассматривалось ими как область жизни духа, а право как механика свободной жизни. Идея нравственно-правового разума получила развитую концептуальную форм>' в философии права Б.С. Соловьева. Существование абсолютного начала божественною порядка составляет, с его точки зрения, возможность самой этики, ибо без него невозможно объяснение нравственности. Абсолютное начало в синтезе с конечным миром в нравственной сфере выступает как совокупность понятий высшего блага, или добра. Нравственное начало охватывает у В.С.Соловьева всю сферу общественной жизни и практической жизнедеятельности, являясь главным условием и оправданием экономических, политических и правовых отношений. Так из стремления к формальным благам возникает государство, из влечения к абсолютному существованию, к вечной жизни — духовное общество, а из стремления к справедливости право. На рубеже 19 20вв. в России активно формировались либеральные правовые учения, ставившие во главу угла правовой науки интересы личности. В центре либерального правового учения Б.Н. Чичерина личность со своими 1 История политико-правовых учений: сборник / иод ред.Л.Н.Хорошилова. М., 2001. с.282-284. |
известно, сколь она вообще недостаточна, но они отличаются самым существом их, здравым практическим их смыслом». Право понималось М.М. Сперанским в тесной связи с нравственностью; он выступил продолжателем традиции российского рассмотрения права правды в отношении человека к богу, людям и самому себе. С его точки П.Я. Чаадаева, отразившей одну из важнейших тенденции развития отечественного правосознания, общая социальная стабильность и «устойчивость личной жизни» каждого гражданина основана на традиции непосредственной передаче истины от одного поколения к другому в непрерывной преемственности, благодаря чему обеспечивается единство и нравственное воспитание народа.29 Проблема правосознания заняла значительное место в воззрениях славянофилов, в частности А.С. Хомяков говорил о том, что «наука о праве получает некоторое разумное значение только в смысле науки о самопризнанных пределах силы человеческой, то есть о нравственных обязанностях».30 А.С. Хомяков исследовал православные основания свободы, раскрывал её особый смысл в подчинении безусловным началам веры и указал на символический характер нравственной нормы, отличающей её от права, во многом связанного с деятельностью законодателя. Свобода и закон, согласно идей А.С. Хомякова, существуют в особых сферах: закон в праве, отражая внешнюю жизнь человека и общества, а свобода реализуется по преимуществу во внутренней нравственной жизни индивида. Особая роль верующего разума виделась ему в нравственно-правовой легитимации верховной власти. В целом же, специфика славянофильской философии права заключалась в создании на основе философии соборности и «русской идеи» такой философии права, которая синтезировала принципы обычного права, слитого с нравственностью. В рамках нравственно-правового сознания славянофилами решался также и вопрос о сущности человеческой свободы и её взаимосвязи с моральным законом, когда нравственное рассматривалось ими как область жизни духа, а право как механика свободной жизни. 29 30 Идея нравственно-правового разума получила развитую концептуальную форму в философии права В.С. Соловьева. Существование абсолютного начала божественного порядка составляет, с его точки зрения, возможность самой этики, ибо без него невозможно объяснение нравственности. Абсолютное начало в синтезе с конечным миром в нравственной сфере выступает как понятие высшего блага, или добра. Нравственное начало обнимает у В.С. Соловьева всю сферу общественной жизни и практической жизнедеятельности, являясь главным условием и оправданием экономических, политических и правовых отношений. Так из стремления к формальным благам возникает государство, из влечения к абсолютному существованию, к вечной жизни духовное общество, а из стремления к справедливости нраво. На рубеже 19 20вв. в России активно формировались либеральные правовые учения, ставившие во главу угла правовой науки интересы личности. В центре либерального правового учения Б.Н. Чичерина личность со своими правами и свободами, исходя из чего он выдвинул принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». С.А. Муромцев, ученик Р. Иеринга, считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права). Она должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права. Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право «как оно есть») и политику права отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право «как оно должно быть»). Учение М.М. Ковалевского о государстве и праве сложилось под влиянием идей О. Конта и Г. Спенсера, солидаризма Э. Дюркгейма и |