Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 27]

27 правами и свободами, и делая вывод, он выдвинул принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц».
С.А.
Муромцев, ученик Р.
Иеринга, считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права).

Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права.
Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право «как оно есть») и политику права отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право «как оно должно быть»).
Учение М.М.
Ковалевского о государстве и праве сложилось под влиянием идей О.
Конта и Г.
Спенсера, солидаризма Э.
Дюркгейма и
Л.
Дюги.
Он определял право как важное средство обеспечения
общественной солидарности и, следовательно, наличия «замиренной среды».
Ковалевский полагал, что именно в праве, прежде всего, закрепляются успехи прогресса в смысле согласования интересов общества,
личности и различных классов.
Понятие права в его концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и порождаемой
ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право.
2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а народа вообще; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида.
Видным представителем этической концепции права был П.И.
Новгородцев, работы которого напрямую вышли на системное осознание феномена правосознания («Кризис современного правосознания»).
Он полагал, что этический момент в естественно-правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего положения с точки зрения
[стр. 30]

30 Идея нравственно-правового разума получила развитую концептуальную форму в философии права В.С.
Соловьева.
Существование абсолютного начала божественного порядка составляет, с его точки зрения, возможность самой этики, ибо без него невозможно объяснение нравственности.
Абсолютное начало в синтезе с конечным миром в нравственной сфере выступает как понятие высшего блага, или добра.
Нравственное начало обнимает у В.С.
Соловьева всю сферу общественной жизни и практической жизнедеятельности, являясь главным условием и оправданием экономических, политических и правовых отношений.
Так из стремления к формальным благам возникает государство, из влечения к абсолютному существованию, к вечной жизни духовное общество, а из стремления к справедливости нраво.
На рубеже 19 20вв.
в России активно формировались либеральные правовые учения, ставившие во главу угла правовой науки интересы личности.
В центре либерального правового учения Б.Н.
Чичерина личность со своими правами и свободами, исходя из чего он выдвинул принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц».
С.А.
Муромцев, ученик Р.
Иеринга, считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права).

Она должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений.
Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права.
Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право «как оно есть») и политику права отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право «как оно должно быть»).
Учение М.М.
Ковалевского о государстве и праве сложилось под влиянием идей О.
Конта и Г.
Спенсера, солидаризма Э.
Дюркгейма и


[стр.,31]

Л.
Дюги, психологических теорий социологии.
Он определял право как важное средство обеспечения
социальной солидарности и, следовательно, наличия «замиренной среды».
Ковалевский полагал, что именно в праве прежде всего закрепляются успехи прогресса в смысле согласования интересов общества
и личности, различных классов и социальных групп.
Понятие права в его концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и порождаемой
сю идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а народа вообще; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида.
Видным представителем этической концепции права был П.И.
Новгородцев, работы которого напрямую вышли на системное осознание феномена правосознания («Кризис современного правосознания»).
Он полагал, что этический момент в естественно-правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего положения с точки зрения
нравственного долженствования.
П.И.
Новгородцев считал основным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений.
Человек, с его точки зрения, видит в праве установление, зависящее от личной воли и в то же время, составляющее часть нравственной субстанции.
Практическая сторона понятия естественног о права выражается в протесте нравственного сознания против недостатков действующего правопорядка.
Он полагал, что мораль столь же неизменна, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого.
Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости.
В центре правовой философии П.И.
Новгородцева вопрос о месте личности в 31

[Back]