Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 30]

30 на значимость творческого наследия Ф.М.
Достоевского для русской философии права и тем самым существенно расширил сам предмет правоведения, включив в него изучение его религиозных оснований.

Г1.И.
Новгородцев в своих выводах исходил из анализа аксиологических оснований российского правосознания, говоря о непрактичности и духовности русского человека, склонного к колебаниям, отличающимся «вечной страстностью и неудовлетворенностью своего стремления».
Наиболее подробному анализу феномен правосознания в первой половине 20в.
подвергся в философской концепции И.А.
Ильина.
В ней
рефлексировались не только противоречивость сложившихся научных концепций правосознания, но и социальная практика его формирования, осуществляемая как в буржуазных странах, так и в Советской России.
Он утверждал, что духовно-верное правосознание дано в зачатке каждому
человеку, что оно живет и действует в душах даже и тогда, когда оказывается слабым, темным, подавленным или заглушённым; подобно очевидности или совести оно сохраняет свою природу и свое значение даже и тогда, когда жизненная сила его сводится к минимуму.
Поэтому его следует рассматривать как один из факторов исторического процесса, как реально наличную силу, еще не
развернутую.1 Разрабатывая концепцию «здорового правосознания» он подчеркивал, что оно в значительной степени носит идеальный характер, но не в том смысле, что его нет в действительности; оно реально в душах, хотя жизненная сила его может и должна стать гораздо большей.
И.А.
Ильин подчеркивал, что правосознание выступает в качестве такой исторической силы, которая выражается в том, что всюду, где она действует с большею интенсивностью и в большем объеме, порядок общественной жизни оказывается не только более совершенным, но и более прочным и устойчивым.
Жизненность и прочность государства определяется, как полагал И.А.
Ильин, уровнем народного правосознания: духовное здоровье и сила правосознания есть главная основа государственной организации и огражденной ею национальной духовной культуры.

1 Ильин И.Л.
О сущности правосознания.
М., 1992.
с.39.
[стр. 33]

реформе во имя нравственных целей».33 Для Канта естественное право является понятием идеальным и нравственным и, следовательно, верховным принципом всякого законодательства.
П.И.
Новгородцев же утверждал, что содержание естественного права меняется от эпохи к эпохе, хотя сам факт его наличия бесспорен.
«Идея естественного права для Канта есть категорический императив, и, следовательно, норма практического разума.
Напротив, учение положительного права имеет дело с признанными и действующими законами, появившимися при известных условиях места и времени».34 Противоречивая природа правосознания обусловлена у П.И.
Новгородцева тем обстоятельством, что «Гармония личности с обществом возможна лишь в том умопостигаемом царстве свободы, где безусловная и всепроникающая солидарность сочетается с бесконечностью различий.
В условиях исторической жизни такой гармонии нет и быть не может».35 Заслуга П.И.
Новгородцева в сфере познания феномена правосознания, с нашей точки зрения, состоит в том, что он раскрыл глубинную связь отечественной философии права с национальной ментальностью.
Он одним из первых указал на значимость творческого наследия Ф.М.
Достоевского для русской философии права и тем самым существенно расширил сам предмет правоведения, включив в него изучение его религиозных оснований.

П.И.
Новгородцев в своих выводах исходил из анализа аксиологических оснований российского правосознания, говоря о непрактичности и духовности русского человека, склонного к колебаниям, отличающимся «вечной страстностью и неудовлетворенностью своего стремления».
Наиболее подробному анализу феномен правосознания в первой половине 20в.
подвергся в философской концепции И.А.
Ильина.
В ней
рефлексировалась не только противоречивость сложившихся научных концепций правосознания, но и социальная практика его формирования, осуществляемая как в буржуазных странах, так и в Советской России.
Он утверждал, что духовно-верное правосознание дано в зачатке каждому
33

[стр.,34]

человеку, что оно живет и действует в душах даже и тогда, когда оказывается слабым, темным, подавленным или заглушенным; подобно очевидности или совести оно сохраняет свою природу и свое значение даже и тогда, когда жизненная сила его сводится к минимуму.
Поэтому его следует рассматривать как один из факторов исторического процесса, как реально наличную силу, еще не
развернутую36.
Разрабатывая концепцию «здорового правосознания» он подчеркивал, что оно в значительной степени носит идеальный характер, но не в том смысле, что его нет в действительности; оно реально в душах, хотя жизненная сила его может и должна стать гораздо большей.
И.А.
Ильин подчеркивал, что правосознание выступает в качестве такой исторической силы, которая выражается в том, что всюду, где она действует с большею интенсивностью и в большем объеме, порядок общественной жизни оказывается не только более совершенным, но и более прочным и устойчивым.
Жизненность и прочность государства определяется, как полагал И.А.
Ильин, уровнем народного правосознания: духовное здоровье и сила правосознания есть главная основа государственной организации и огражденной ею национальной духовной культуры.

Интересно обоснование И.А.
Ильиным априорного характера правосознания: оно, с точки зрения философа, живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая», когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правом», верном поведении.
При этом полусознательное, непосредственное убеждение в том, что не все внешние деяния людей одинаково допустимы и «верны», что есть совсем «невыносимые» поступки и есть «справедливые» исходы и решения, это убеждение, еще не знающее о различии «права и «морали» лежит в основании всякого «закона» и «обьгчая» и генетически предшествует всякому правотворчеству; переживание естественного права присуще каждому человеку, но у большинства оно остается смутным, неуверенным и неосознанным «правовым чувством», как бы «инстинктом правоты» или в лучшем случае «интуицией правоты».
34

[стр.,148]

148 Фактором, существенно затруднявшим анализ проблем правосознания во второй половине 19-го в., являлся юридический позитивизм.
Но социально-правовая практика, обобщенная в рамках неклассической социологии права показала, что отказ от «оценочных суждений» и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику позитивного права, но и прогностический подход к самому праву, т.е.
проблему его совершенствования и развития.
Наиболее значимым достижением социологического подхода к праву стало признание функциональной связи объективного и субъективного права, что является важнейшим методологическим подходом в формировании современных философских представлений о правосознании.
Существенное место в диссертационном исследовании занял вопрос развития теории правосознания в отечественном социально-философском дискурсе.
Анализу были подвергнуты традиционные религиознонравственные основы отечественного правосознания, осмысленные в трудах М.М.
Сперанского, П.Я.
Чаадаева, А.С.
Хомякова, В.С.
Соловьева, социологический подход к проблемам права и правосознания, осуществленный Б.Н.
Чичериным, С.А.
Муромцевым, М.М.
Ковалевским, а также этическая концепция права П.И.
Новгородцева, В качестве одного из наиболее важных элементов теоретикометодологической основы анализа феномена правосознания представлено философское наследие И.А.
Ильина, в котором была отражена не только противоречивость сложившихся научных концепций правосознания, но и социальная практика его формирования, осуществляемая как в буржуазных странах, так и в Советской России.
И.А.
Ильин напрямую связывал развитие правосознания и устойчивость всех форм социального взаимодействия.
С методологической точки зрения представляется важным, что И.А.
Ильин разработал вопрос априорного характера правосознания, что дало существенные основания в рамках исследования рассматривать проблему зависимости системы позитивного права от правосознания.

[Back]