31 В этой связи необходимо подчеркнуть оригинальность обоснования И.А. Ильиным априорного характера правосознания: оно, с точки зрения философа, живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая», когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правом», верном поведении. При этом полусознательное, непосредственное убеждение в том, что нс все внешние деяния людей одинаково допустимы и «верны», что есть совсем «невыносимые» поступки и есть «справедливые» исходы и решения. Это убеждение, еще не знающее о различии «права и «морали» лежит в основании всякого «закона» и «обычая», и генетически предшествует всякому правотворчеству. Переживание естественного права присуще каждому человеку, но у большинства оно остается смутным, неуверенным и неосознанным «правовым чувством», как бы «инстинктом правоты» или в лучшем случае «интуицией правоты». Согласно концепции И.А. Ильина, естественное правосознание как предмет знания о' «самом», «настоящем», едином праве должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми под названием «положительного права». В зависимости от развитости, стиля глубины, и естественного правосознания. Совершеннее становится «положительное право» и руководимая им внешняя жизнь людей и обратно смутность, сбивчивость, нспредметность и слабость естественного правосознания будут создавать «непредметное», т.е. дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу «положительное право».1 Системный подход к анализу феномена правосознания привел И.А. Ильина к необходимости выделить в правосознании такие компоненты как знание права и признание права. Он подчеркивал, что содержание положительного права должно быть не только «доступно» народу так, чтобы каждый в каждом случае мог без труда установить свои правовые полномочия, 1 Ильин И.Л. О сущности правосознания. М., 1992. с.56. |
человеку, что оно живет и действует в душах даже и тогда, когда оказывается слабым, темным, подавленным или заглушенным; подобно очевидности или совести оно сохраняет свою природу и свое значение даже и тогда, когда жизненная сила его сводится к минимуму. Поэтому его следует рассматривать как один из факторов исторического процесса, как реально наличную силу, еще не развернутую36. Разрабатывая концепцию «здорового правосознания» он подчеркивал, что оно в значительной степени носит идеальный характер, но не в том смысле, что его нет в действительности; оно реально в душах, хотя жизненная сила его может и должна стать гораздо большей. И.А. Ильин подчеркивал, что правосознание выступает в качестве такой исторической силы, которая выражается в том, что всюду, где она действует с большею интенсивностью и в большем объеме, порядок общественной жизни оказывается не только более совершенным, но и более прочным и устойчивым. Жизненность и прочность государства определяется, как полагал И.А. Ильин, уровнем народного правосознания: духовное здоровье и сила правосознания есть главная основа государственной организации и огражденной ею национальной духовной культуры. Интересно обоснование И.А. Ильиным априорного характера правосознания: оно, с точки зрения философа, живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая», когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правом», верном поведении. При этом полусознательное, непосредственное убеждение в том, что не все внешние деяния людей одинаково допустимы и «верны», что есть совсем «невыносимые» поступки и есть «справедливые» исходы и решения, это убеждение, еще не знающее о различии «права и «морали» лежит в основании всякого «закона» и «обьгчая» и генетически предшествует всякому правотворчеству; переживание естественного права присуще каждому человеку, но у большинства оно остается смутным, неуверенным и неосознанным «правовым чувством», как бы «инстинктом правоты» или в лучшем случае «интуицией правоты». 34 35 Согласно концепции И.А. Ильина, естественное правосознание как предмет знания о «самом», «настоящем», едином праве должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право» и руководимая им внешняя жизнь людей и обратно: смутность, сбивчивость, непредметность и слабость естественного правосознания будут создавать «непредметное», т.е. дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу «положительное право».37 Системный подход к анализу феномена правосознания привел И.А. Ильина к необходимости выделить в правосознании такие компоненты как знание права и признание права. Он подчеркивал, что содержание положительного права должно быть не только «доступно» народу так, чтобы каждый в каждом случае мог без труда установить свои правовые полномочия, обязанности и запретности; оно должно быть фактически введено в сознание народа по всей своей определенности и недвусмысленной ясности: «Правосознание состоит, прежде всего, в том, что человек знает о «существовании» положительного права и о своей «связанности» им и, далее, он знает, что смысл этого права един и определенен, неизменяем по личному произволу и случайному интересу, и что содержание его «таково-то». Необходимо, чтобы каждый фактически знал то, что ему по праву «можно», «должно» и «нельзя», чтобы он как бы воочию осязал пределы своего правового «статуса» в уверенности, что они могут быть изменены по праву, но не против права и не в обход его». И.А. Ильин в своей работе «О сущности правосознания» убедительно показал, что право может осуществлять свое духовное назначение только тогда, когда правосознание стоит на высоте, а высота его измеряется не только знанием права, но и его |