32 обязанности и запретности; оно должно быть фактически введено в сознание народа со всей своей определенностью и недвусмысленной ясностью: «Правосознание состоит, прежде всего, в том, что человек знает о «существовании» положительного права и о своей «связанности» с ними и, далее, он знает, что смысл этого права един и определенен, неизменяем по личному произволу и случайному интересу, и что содержание его «таково-то». Необходимо, чтобы каждый фактически знал то, что ему по праву «можно», «должно» и «нельзя», чтобы он как бы воочию осязал пределы своего правового «статуса» в уверенности, что они могут быть изменены по праву, но не против права и не в обход его».1 И.А. Ильин в своей работе «О сущности правосознания» убедительно показал, что право может осуществлять свое духовное назначение только тогда, когда правосознание стоит на высоте, а высота его измеряется не только знанием права, но и его признанием без внешнего принуждения. Только свободное признание права, по мнению философа, не унизительно для человека, только оно может достойно разрешать I задачи правотворчества и находить для себя истинную основу в человеческом духе, достигнуть цели усовершенствования позитивного права. При этом признание позитивного права состоит у И.А. Ильина в том, что человек, усмотрев с очевидностью его объективное содержание и его объективное значение, добровольно вменяет себе в обязанность соблюдение его правил и воспитывает в этом направлении не только свои сознательные решения, но и свои непосредственные, инстинктивные хотения и порывы. В то же время, позитивное право, даже неверное, т.е. исказившее скрытый в нем прообраз, переживается правосознанием как несовершенное проявление или несозревшая формула естественного права, как «...создание человечества, смутно и беспомощно искавшего безусловной духовной правоты. Пусть это проявление неверно, пусть эта формула неверна, но если естественное право будет найдено • и формулировано в совершенстве и верности, то оно будет и должно быть найдено 1 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1992. с. 120. |
35 Согласно концепции И.А. Ильина, естественное правосознание как предмет знания о «самом», «настоящем», едином праве должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право» и руководимая им внешняя жизнь людей и обратно: смутность, сбивчивость, непредметность и слабость естественного правосознания будут создавать «непредметное», т.е. дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу «положительное право».37 Системный подход к анализу феномена правосознания привел И.А. Ильина к необходимости выделить в правосознании такие компоненты как знание права и признание права. Он подчеркивал, что содержание положительного права должно быть не только «доступно» народу так, чтобы каждый в каждом случае мог без труда установить свои правовые полномочия, обязанности и запретности; оно должно быть фактически введено в сознание народа по всей своей определенности и недвусмысленной ясности: «Правосознание состоит, прежде всего, в том, что человек знает о «существовании» положительного права и о своей «связанности» им и, далее, он знает, что смысл этого права един и определенен, неизменяем по личному произволу и случайному интересу, и что содержание его «таково-то». Необходимо, чтобы каждый фактически знал то, что ему по праву «можно», «должно» и «нельзя», чтобы он как бы воочию осязал пределы своего правового «статуса» в уверенности, что они могут быть изменены по праву, но не против права и не в обход его». И.А. Ильин в своей работе «О сущности правосознания» убедительно показал, что право может осуществлять свое духовное назначение только тогда, когда правосознание стоит на высоте, а высота его измеряется не только знанием права, но и его признанием. Только свободное признание права, по мнению философа, не унизительно для человека, только оно может достойно разрешать задачи правотворчества и находить для себя истинную основу в человеческом духе, достигнуть цели усовершенствования позитивного права. При этом признание позитивного права состоит у И.А. Ильина в том, что человек, усмотрев с очевидностью его объективное содержание и его объективное значение, добровольно вменяет себе в обязанность соблюдение его правил и воспитывает в этом направлении не только свои сознательные решения, но и свои непосредственные, инстинктивные хотения и порывы. В то же время, позитивное право, даже неверное, т.е. исказившее скрытый в нем прообраз, переживается правосознанием как несовершенное проявление или несозревшая формула естественного права, как «...создание человечества, смутно и беспомощно искавшего безусловной духовной правоты. Пусть это проявление неверно, пусть эта формула неверна, но если естественное право будет найдено и формулировано в совершенстве и верности, то оно будет и должно быть найдено именно через творческое приятие и преобразование несовершенной формулы и через очищение ее, выстраданное жизненно и помогшее обрести верный путь».39 Анализируя наиболее типические черты современного ему правосознания, И.А. Ильин приходит к выводу о том, что оно глубоко проникнуто релятивизмом. Убеждение в том, что право есть нечто «относительное» и по содержанию своему и по обязательности возникает в точки зрения исследователя незаметно, бессознательно и потому коренится в душах особенно прочно и глубоко: это убеждение идет навстречу своекорыстному и близорукому интересу, питается им и, в свою очередь, обслуживает его. Возникает порочный жизненный круг: темнота порождает зло, а зло поддерживает темноту. «Образованные» и необразованные круги народа одинаково не верят в объективную ценность права и не уважают его предписаний; они видят в нем или неприятное стеснение, или в лучшем случае удобное средство для защиты и нападения. Правосознание сводится 36 |