63 явлений. Правовая культура в его концепции отражение государственноправового опыта конкретных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение.1 Таким образом, в этой концепции правосознание, в противовес идеям Р.С. Байниязова, вторично по отношение к праву, выступает производным от него. В системе философскоправовых взглядов А.Б. Венгерова правовая культура выступает как «более высокая и емкая форма правосознания».* 2 Представленные концептуальные взгляды правоведов на правовую культуру показывают существенную противоречивость в представлениях о правовой культуре. Поэтому, в интересах исследования феномена правосознания, представляется необходимым сформировать иной подход к правовой культуре, используя при этом системную методологию. Формирование такого подхода как необходимость универсальной операционализации понятий в отечественной философии права возникло, очевидно, с того момента, когда системная методология была признана как наиболее ' адекватная самой организации общественного и природного бытия, то есть с начала 60-х гг. прошлого века. Но в философскоправовых воззрениях отечественных исследователей системная методология была применена и до сих пор во многих, случаях применяется выборочно, применительно к. отдельным формам бытия правовой действительности, а не по всему праву в целом. В связи с этим правовую культуру можно и должно характеризовать как подсистему системы более высокого уровня культуры общества. Учитывая, что на входе в неё совокупность общественных и природных ресурсов и факторов, порождаемых их сложным взаимодействием, на выходе функции, осуществляемые переработанными природными ресурсами, которые имеют как форму правовых институтов, так и иных, то есть неустойчивых форм общественного взаимодействия. При этом, как любая система, подсистема «правовая культура» имеет пространственно-временную ' Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение, 1998. №3. с.26. 2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005. с.585. |
институтах и способности оценки данных явлений. Правовая культура в его концепции отражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение.61 Таким образом, в этой концепции правосознание, в противовес идеям Р.С. Байниязова, вторично по отношение к праву, выступает производным от него. В системе философско-правовых взглядов А.Б. Венгерова правовая культура выступает как «более высокая и АО емкая форма правосознания». Представленные концептуальные взгляды правоведов на правовую культуру показывают существенную противоречивость в представлениях о правовой культуре. Поэтому, в интересах исследования феномена правосознания, представляется необходимым сформировать иной подход к правовой культуре, используя при этом системную методологию. Формирование такого подхода как необходимость универсальной операционализации понятий в отечественной философии права возникло, очевидно, с того момента, когда системная методология была признана как наиболее адекватная самой организации социального и природного бытия, то есть с начала 60-х гг. прошлого века. Но в философско-правовых воззрениях отечественных исследователей системная методология была применена и до сих пор во многих случаях применяется выборочно, применительно к отдельным формам бытия правовой действительности, а не во всему праву в целом. В связи с этим правовую культуру, с нашей точки зрения, можно и должно характеризовать как подсистему системы более высокого уровня -культуры общества, учитывая, что на входе в неё -совокупность социальных и природных ресурсов и факторов, порождаемых их сложным взаимодействием, на выходе функции, осуществляемые переработанными социоприродными ресурсами, которые имеют как форму социально-правовых институтов, так и иных, то есть неустойчивых форм социального взаимодействия. При этом, как любая система, подсистема «правовая культура» имеет пространственно-временную 48 |