Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 79]

79 созерцание и рефлексия, интуитивное восприятие.
Постижение внутренней диалектики правосознания и в этом также едино большинство исследователей невозможно без глубокого проникновения в ткань исследования с помощью принципов философской диалектики, так как её содержательные элементы и умственно-психологические структуры не находятся в неподвижном состоянии, они развиваются, совершенствуются, отличаются неустойчивым динамизмом.
Это обусловлено не только
гем, что юридическая жизнь в определенных аспектах перманентно изменяется, но и творческим характером самого правосознания, ищущего новые правовые пути, направления, ориентиры, более совершенные подходы формированию правовых ценностей, норм, способов их реализации.
В целом, рассмотрение теоретико-методологических основ анализа тенденций развития правосознания в переходный период функционирования современного российского общества, позволило сформулировать ряд наиболее значимых выводов.
К ним относятся: 1.
Одной из важнейших основ осмысления феномена правосознания является противоборство в нем двух моделей миропорядка природной и
общественной, которые концентрируются в понятии справедливости.
Это противоречие не утрачивает своей остроты, не зависит от смены
общественной ситуации и общих прогрессивно-регрессивных, тенденций динамики социума 2.
Существенное значение для философского осознания феномена правосознания имеет принцип различия права и закона, сформулированный Г.
Гегелем, концепция отчуждения, предложенная К.
Марксом, а также
методология, обосновавшая принцип единства объективного и субъективного права.
3.
Достижения отечественной философии
нрава значимы для анализа тенденций развития правосознания тем, что они синтезировали принципы обычного права и нравственность.
В ней в рамках нравственно
правосознания, решается вопрос о сущности человеческой свободы и её взаимосвязи с моральным законом, а также с позитивным правом.
Отечественная философия
[стр. 6]

6 Важной основой исследования правосознания россиян в переходный период развития общества стали работы в области современных проблем аксиологии (Н.И.
Лапин, С.В.
Мошкина, Н.Л.
Мусхелишвили, В.Н.
Руденко, В.М Сергеев, В.П.
Тугаринов, О.И.
Карпухин, Ю.А.
Шрейдер), эффективности социального управления (М.
Альберт, Н.
Винер, Я.
Зеленевский, Т.
Котарбиньский, М.
Мексон, А.
Файоль, А.
Хедаури, Г.
Эмерсон), наиболее актуальных социальных противоречий (Т.Ю.
Богомолова, Д.Д.
Богоявленский, Т.И.
Заславская, Ю.А.
Левада, A.
А.
Морозов, В.Г.
Попов, Р.В.
Рывкина, НА.
Свиридов, ЕА.
Скриптунова, B.
С.
Тапилина, Ж.Т.
Тощенко).
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, в первую очередь, принципы философской диалектики, системный подход к бытию социального, элементы синергетического подхода.
В работе, на основе принципов конкретности, целостности и историзма были использованы такие общенаучные методы исследования как сравнительный, сравнительно-исторический, историко-генетический, а также методы экстраполяции и моделирования тенденций социального процесса.
В конкретно-научном плане был использован принцип различия права и закона, сформулированный Г.
Гегелем, концепция отчуждения, предложенная К.
Марксом, а также
социологическая методология, обосновавшая принцип единства объективного и субъективного права.
Значимой для изучения предмета исследования являлась концепция правосознания ИА.
Ильина.
Объектом исследования выступает социально-правовая сфера бытия современного российского общества.
Предметом исследования природа, структура и социальные функции правосознания граждан России.
Цели и задачи исследования.
Цели диссертационного исследования состоят в анализе тех методологических подходов, которые наиболее адекватно отражают проблему формирования, развития и функционирования

[стр.,64]

констатируется приоритет таких методов исследования правосознания как созерцание и рефлексия, интуитивное восприятие.
Постижение внутренней диалектики правосознания и в этом также едино большинство исследователей невозможно без глубокого проникновения в ткань исследования с помощью принципов философской диалектики, так как её содержательные элементы и умственно-психологические структуры не находятся в неподвижном состоянии, они развиваются, совершенствуются, отличаются неустойчивым динамизмом.
Это обусловлено не только
тем, что юридическая жизнь в определенных аспектах перманентно изменяется, но и творческим характером самого правосознания, ищущего новые правовые пути, направления, ориентиры, более совершенные подходы к формированию правовых ценностей, норм, способов их реализации.
В целом, рассмотрение теоретико-методологических основ анализа тенденций развития правосознания в переходный период функционирования современного российского общества, позволило сформулировать ряд наиболее значимых выводов.
К ним относятся: 1.
Одной из важнейших основ осмысления феномена правосознания является противоборство в нем двух моделей миропорядка природной и
социальной, которое концентрируются в понятии справедливости.
Это противоречие не утрачивает своей остроты, не зависит от смены
социальной ситуации и общих прогрессивно-регрессивных тенденций динамики социума.
2.
Существенное значение для философского осознания феномена правосознания имеет принцип различия права и закона, сформулированный Г.
Гегелем, концепция отчуждения, предложенная К.
Марксом, а также
социологическая методология, обосновавшая принцип единства объективного и субъективного права.
3.
Достижения отечественной философии
права значимы для анализа тенденций развития правосознания тем, что они синтезировали принципы обычного права и нравственность.
В ней, в рамках нравственно-правового
64

[стр.,65]

сознания, решается вопрос о сущности человеческой свободы и её взаимосвязи с моральным законом, а также с позитивным правом.
Отечественная философия
права раскрыла глубинную связь правосознания с национальной ментальностью, существенно расширила сам предмет правоведения, включив в него изучение религиозных оснований права.
4.
Методологически наиболее значимой для изучения правосознания представляется концепция правосознания И.А.
Ильина, в которой исследуемый феномен представлен как один из важнейших факторов исторического процесса, придающий развивающимся социальным институтам устойчивость.
В этой концепции также сформулированы важные для исследования идеи об априорном характере правосознания относительно позитивного права и об аксиомах правосознания, которыми выступают духовное достоинсгво личности, её автономия в правоотношениях и признание наличия этих качеств у других.
5.
Для решения задач и достижения целей диссертационного исследования и методологически важной является идея Р.С.
Байниязова о необходимости положить в основу правопонимания духовнокультурологическую идею правосознания.
Р.С.
Байниязов рассматривает право как нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания, типу культуры данного общества представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности, социальных стереотипов мышления и действия субъектов.
6.
Важное значение для исследования проблем правосознания имеет тот факт, что современная философия права укрепляет свою связь с философской антропологией, тем самым совершается переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того, что они кореллируют на уровне своих сущностей.
Применение антропного принципа к исследованию феномена правосознания предполагает, что его свойства и структуры определяются свойствами и структурами человека, а не наоборот.
65

[Back]