Проверяемый текст
Жикривецкая Юлия Владимировна. Правосознание россиян в переходный период развития общества (Диссертация 2004)
[стр. 80]

80 права раскрыла глубинную связь правосознания с национальной ментальностью, существенно расширила сам предмет правоведения, включив в него изучение религиозных оснований права.
4.
Методологически наиболее значимой для изучения правосознания представляется концепция правосознания И.А.
Ильина, в которой исследуемый феномен представлен как один из важнейших факторов исторического процесса, придающий развивающимся
общественным институтам устойчивость.
В этой концепции также сформулированы важные для исследования идеи об априорном характере правосознания относительно позитивного права и об аксиомах правосознания, которыми выступают духовное
достоинство личности, её автономия в правоотношениях и признание наличия этих качеств у других.
5.
Для решения задач и достижения целей диссертационного исследования и методологически важной является
о необходимости положить в основу правононимания духовнокультурологическую идею правосознания, Р.С.
Байниязов рассматривает право как нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания,
типу культуры данного общества представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности,
общественных стереотипов мышления и действия субъектов.
6.
Важное
место для исследования проблем правосознания имеет тот факт, что современная философия права укрепляет свою связь с философской антропологией, тем самым совершается переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того, что они корректируются на уровне своих сущностей.
Применение антропного принципа к исследованию феномена правосознания предполагает, что его свойства и структуры определяются свойствами и структурами человека, а не наоборот.

7.
Условиями затрудняющими анализ проблем правосознания в теоретико-методологическом контексте являются: наличие кризиса в современной отечественной философии права, связанного с отсутствием новой правовой парадигмы, соответствующей целям и
[стр. 47]

правосознания, Р.С.
Байниязов рассматривает право как нормативноинституциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания,
тину культуры данного общества представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности, социальных стереотипов мышления и действия субъектов.58 С нашей точки зрения, адекватное осмысление онтологических и праксиологических аспектов правосознания (а именно предназначенность феномена наполняет его бытие смыслом-в-себе и смыслом для нас), вопрос о необходимости которого столь своевременно поставил Р.С.
Байниязов, нуждается, по крайней мере, в дискурсе о двух важных гносеологических аспектах избранной для исследования проблемы.
С одной стороны, речь идет о проблеме определения роли и мест правосознания как подсистемы правовой культуры, с другой стороны о системных качествах самого правосознания.
Не требует детальной экспликации тезис, согласно которому правосознание выступает подсистемой системы правовой культуры.
Однако требуется прояснение проблемы того, каковы границы и функционал этой подсистемы в системе более высшего порядка правовой культуре.
В юридической науке в настоящее время нет единого понимания феномена правовой культуры Т.В.
Синюкова, например, считает, что правовая культура является сферой человеческой практики, представляющей собой «совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)».59 Правовая культура, по мнению В.П.
Сальникова, есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям».60 И.
А.
Иванников полагает, что правовая культура выступает как одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.
Она выражена в правовых нормах, 47

[стр.,65]

сознания, решается вопрос о сущности человеческой свободы и её взаимосвязи с моральным законом, а также с позитивным правом.
Отечественная философия права раскрыла глубинную связь правосознания с национальной ментальностью, существенно расширила сам предмет правоведения, включив в него изучение религиозных оснований права.
4.
Методологически наиболее значимой для изучения правосознания представляется концепция правосознания И.А.
Ильина, в которой исследуемый феномен представлен как один из важнейших факторов исторического процесса, придающий развивающимся
социальным институтам устойчивость.
В этой концепции также сформулированы важные для исследования идеи об априорном характере правосознания относительно позитивного права и об аксиомах правосознания, которыми выступают духовное
достоинсгво личности, её автономия в правоотношениях и признание наличия этих качеств у других.
5.
Для решения задач и достижения целей диссертационного исследования и методологически важной является
идея Р.С.
Байниязова о необходимости положить в основу правопонимания духовнокультурологическую идею правосознания.
Р.С.
Байниязов рассматривает право как нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания, типу культуры данного общества представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности,
социальных стереотипов мышления и действия субъектов.
6.
Важное
значение для исследования проблем правосознания имеет тот факт, что современная философия права укрепляет свою связь с философской антропологией, тем самым совершается переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того, что они кореллируют на уровне своих сущностей.
Применение антропного принципа к исследованию феномена правосознания предполагает, что его свойства и структуры определяются свойствами и структурами человека, а не наоборот.

65

[стр.,66]

66 7.
Условиями, затрудняющими анализ проблем правосознания в теоретико-методологическом контексте являются: наличие кризиса в современной отечественной философии права, связанного с отсутствием новой правовой парадигмы, соответствующей целям и
задачам современного российского общества.
Плюрализм, эклектичность, противоречивость правопонимания в постсоветский период, обусловленные сложностью внутренней жизни России, усугубляются коренной сменой ориентации в общемировой социально-философской мысли, вызванной, в частности, сосуществованием детерминационного и синергетического подходов; нахождение в настоящее время отечественной философии правосознания как специализированного направления исследований в стадии формирования.
Несмотря на то, что ряд проблемы правосознания широко представлен в философии права, идея правосознания зачастую подменяется исследователями идеей права.
8.
Рассмотрение правосознания как важнейшего элемента правовой культуры показало, что функцию правовой культуры необходимо понимать интегративно, как её миссию, а не набор разноплановых функциональных смыслов, в виде которых она представлена в значительном числе современных философско-правовых исследований.
Интегративная функциямиссия правовой культуры состоит в приспособлении, приближении правоотношений к естественному миропорядку.
Также сформулировано понятие функция миссия правосознания, которая представлена в нем как необходимое приспособление личностного и группового мировоззрения к объективной задаче самосохранения социума искусственно сформированными средствами права.
9.
Исследование правосознания как феномена, обладающего признаками системы, показало, что его временные границы расширяются по мере того, как наука открывает все более глубокую связь прошлого и настоящего в правовой культуре.
Вопрос о пространственно-временном

[Back]