86 же «трансформация» отождествляется со словом «обстоятельства», выступающим объединяющим термином для причин и условий. Причина это философская категория, под которой понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление.1 2 Условие это то, что само не превращает другое явление, но влияет на это. Слово «причинность» в русском языке употребляется в значении связи между отдельными явлениями, процессами, формами, связи, где одно явление (процесс, фактор) производит (превращает) другое. Говоря о причинности, часто используют такие философские категории и понятия, как «причина и следствие», «причинно-следственная связь» и г.д. Причинность является центральным ядром учения о трансформации, т.е. учения об объективной закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Причинность свидетельствует о такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью превращает, производит другое явление (следствие).3 4 Хотя трансформация и причинность и являются схожими понятиями, недопустимо их полное отождествление. Непонимание этого приводит к тому, что причинное объяснение общественных явлений может быть необоснованно приравнено к анализу их трансформации. О том, что такие ошибки допускаются, свидетельствуют отдельные научные публикации.'1 Трансформация, как уже было отмечено выше, это есть учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Она охватывает все многообразие связей и не сводится к однозначной причинности, к жестким причинно-следственным отношениям. Она включает в себя нс только динамические, но и статистические закономерности, определяемые совокупностью случайностей и 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 2003. с.530. 2 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2007. с.603. п См.: Философский энциклопедический словарь. М., 2003. с. 149, 531. 4 См.: Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М.,2002. с.27-29.; Лисицин Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм. М., 2003: с. 157-158. |
материалистическими или идеалистическими, прогрессивными или реакционными. Отдельные исследователи, особенно зарубежные, склонны вообще игнорировать причинные объяснения негативных социальных явлений. Они ищут корни этих явлений лишь в самом процессе их проявления, либо 1 См.: Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991. С.88; Матузов Н.И. Теория государства и права. М., 1997. С.590-620; Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, 1998. С.56-62. 102 объясняют на примере действий конкретных факторов («теория факторов») . Представители идеологического учения отрицают объективное содержание понятия «причина» и выводят причинность либо из сознания людей, либо из их интересов”. Сторонники материалистического понимания общественных процессов указывают, что в мире нет беспричинных явлений, что все в природе и обществе обусловлено определенными причинами3. Не ставя перед собой задачу критики тех или иных учений о причинности социальных явлений, отметим только, что, по нашему мнению, базовым для изучения причин деформации правового сознания является учение о детерминизме и причинности (причинно-следственной связи), разработанное основоположниками диалектического и исторического материализма. Это философское учение позволяет наиболее полно понять сущность деформации правового сознания и научно объяснить причины, ее порождающие. Именно диалектико-материалистическое понимание причин общественных явлений ориентирует ученых юристов и философов на установление объективно существующих факторов социальной среды, определяющих появление деформации правового сознания и ее углубление. А это, в свою очередь, дает возможность наметить практически осуществляемые меры по преодолению этого негативного социального явления. Необходимо отметить, что понятие «детерминация» производно от латинского слова «determinare» («определять») и означает процесс обусловления или определения. В русском языке под словом «детерминизм» понимают как учение о всеобщей взаимосвязи и взаимодействии всех явлений, процессов, объектов и вещей. Слово же «детерминанты» отождествляется со словом «обстоятельства», выступающим объединяющим термином для причин и условий. Причина это философская» категория, под которой понимается 1 См.: Новые направления в социологической теории. М., 1978. С.37. 2 См.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С.64; Лившиц Р.З. Теория права. Учебник для ВУЗов. М., 1994. С.81. 3 См.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С.64; Лившиц Р.З. Теория права. Учебник для ВУЗов. М, 1994. С.81. 103 явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление . Условие это то, что само не порождает другое явление, но влияет на это. Слово «причинность» в русском языке употребляется в значении связи между отдельными явлениями, процессами, формами, связи, где одно явление (процесс, форма) производит (порождает) другое2. Говоря о причинности, часто используют такие философские категории и понятия, к‟ак «причина и следствие», «причинно-следственная связь» и т.д. Причинность является центральным ядром учения о детерминизме, т.е. учения об объективной закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Причинность свидетельствует о такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие) . Хотя детерминизм и причинность и являются схожими понятиями, недопустимо их полное отождествление. Непонимание этого приводит к тому, что причинное объяснение социальных явлений может быть необоснованно приравнено к анализу их детерминации. О том, что такие ошибки допускаются, свидетельствуют отдельные научные публикации4. Детерминизм, как уже было отмечено выше, это есть учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Он охватывает все многообразие связей и не сводится к однозначной причинности, к жестким причинно-следственным отношениям. Он включает в себя не только динамические, но и статистические закономерности, определяемые совокупностью случайностей и характеризующие состояние и особенности развития конкретного явления. В качестве обязательных его составляющих выступают два принципа: 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С.530. 2 См.: Ожегов СИ. Толовый словарь русского языка. М, 1997.С.603. 3 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 149,531. 4 См.: Панкратов ВВ. Методология и методика криминологических исследований. М. 1972. С.27-29; Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм. М., 1983. С 157-158. 104 генетический принцип (ничто не может возникнуть из ничего) и принцип закономерности (ничто не происходит произвольным образом).1 Причинность же (причинно-следственная связь) характеризуется динамическими закономерностями, которые выражают процесс воздействия факторов объективного и субъективного характера на конкретное явление. «Для причинно-следственных связей, по мнению Б.М. Кедрова, существенна известная ограниченность и даже односторонность, обусловленная тем, что из всеобщей связи вырваны два связанных между собой закономерных явления в рамках одного отдельного процесса, которые именно поэтому выступают -одно как причина, другое как следствие»2. Причинность, в отличие от детерминизма, кроме вышеуказанных принципов характеризуется и другими чертами: производительностью, односторонней направленностью, необходимостью, непрерывностью, различием главного (причины) и второстепенного (условий) и т.д. Детерминистический подход в научных исследованиях, как уже отмечалось учеными, даже не сопровождаемый причинными объяснениями, имеет три важнейших аспекта. Он, во-первых, выступает в качестве методологического принципа, противостоящего идеологическому подходу к изучению социальных явлений. Во-вторых, именно детерминистическое объяснение социальных явлений способствует обнаружению всего комплекса событий и процессов, воздействующих на их появление. И, наконец, такой подход создает теоретическую основу для детального анализа причин конкретного социального явления3. Детерминистический подход к изучению сущности конкретного социального явления, в том числе и деформированного правосознания, должен 1 См.: Бунге М. Причинность. М, 1962. С.40. 2 Кедров Б.М. Научная концепция детерминизма // Современный детерминизм и наука. Новосибирск, 1971.-С.189. 3 Подробно см.: Социальные отклонения. М., 1989. С.133-134. |