Проверяемый текст
Петров Владислав Руфович. Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 93]

93 существует однозначное отношение: действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда создает одно и то же следствие.
Если, например, в одних и тех же условиях какое-то обстоятельство в одно время
создает трансформацию правосознания, а в другое время нет, значит оно с исследуемым нами явлением не находится в причинной связи.
Из учения о факторах трансформации правосознания требует определения диалектики се причин и условий.
Здесь за основу следует взять концепцию диалектического материализма, в соответствии с которой различие между причиной и условием является относительным.1 Действительно, оценка одних явлений в качестве причин, а других в качестве условий вызываемого ими иного явления носит относительный характер.
В причинно-следственных связях отдельных явлений конкретный фактор в одних случаях может играть роль причины, а в других условия.
Это полностью касается и такого общественного явления, как
трансформации правосознания.
Выступая в качестве следствия в форменной связи, трансформация правосознания всегда порождается конкретным явлением, например, кризисом законности или экономическими неурядицами.
Однако последние факторы, какими бы негативными они ни были, не всегда могут выступать в качестве причин,
создающих правовой нигилизм или другие факторы трансформации как группового, так и индивидуального правосознания.
В
определенных случаях и на отдельных этапах общественного развития они могут выступать в качестве условий, во взаимодействии с которыми иные явления в качестве фактора превращают трансформацию правосознания.
Все это свидетельствует о том, что не может быть четкой, раз и навсегда заданной классификации причин и условий
трансформации правосознания.
Невозможно добиться универсального разграничения между явлениями или
факторами, которые выступали бы только в качестве преобразовывающих правосознания причин, и теми явлениями и факторами, которые фигурировали бы лишь в качестве способствующих этому 1 См.: Философский энциклопедический словарь.
М., 1983.
с.531.
[стр. 57]

Во-первых, причина, произведя в определенных условиях действие, порождает следствие.
Для действия причины необходимы определенные условия, которые сами по себе породить следствие неспособны.
Если в качестве следствия выступает деформация правосознания, то для ее порождения должны быть определенные причины.
Ими, в частности, могут быть социально-политические факторы социальной среды (отсутствие демократизма и гласности в деятельности органов власти, отсутствие гарантий прав и свобод граждан и т.д.).
Эти причины под действием определенных условий (например, коррумпированности госчиновников, неспособности граждан защищать свои права) порождают у населения ту или иную форму деформации правового сознания.
Во-вторых, причина по времени всегда предшествует следствию, хотя временной интервал между ними может быть совсем незначительным.
Так, именно правовая система нашего государства, в которой долгое время господствовали административнокомандные методы, постоянно порождала правовой нигилизм в виде девальвации права и законности.
То есть, правовой нигилизм, как форма проявления деформации правового сознания выступал как следствие породившей его командноадминистративной системы и по времени всегда отставал от него.
В-третьих, следствие никогда не может быть причиной той самой причины, которая его породила.
Так, например, рост преступности среди сотрудников ОВД1 как форма перерождения их правового сознания, никогда не может быть причиной явления, которое его породило, а именно недостатков правового воспитания и обучения.
1 Так, по данным МВД РФ, количество сотрудников ОВД, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в 1997 году по сравнению с 1996 годом увеличилось на 2,8%, а в 1998 году по сравнению с 1997 годом еще на 3,1% // См.: Состояние работы с кадрами ОВД РФ за 1997 и 98 гг.
Обзоры.
М, 1998, 1999.
110 В-четвертых, между причиной и следствием всегда существует однозначное отношение: действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие.
Если, например, в одних и тех же условиях какое-то обстоятельство в одно время
порождает деформацию правосознания, а в другое время нет, значит оно с исследуемым нами явлением не находится в причиной связи.
В-пятых, причина не сводится к следствию, а последнее” не повторяет причину.
Так, хотя нынешнее кризисное состояние российского общества (противостояние законодательной и исполнительной властей, региональный сепаратизм, социальная напряженность и т.д.) и порождает массовый правовой нигилизм, но не сводится к нему.
В свою очередь, проявления правового нигилизма не могут оцениваться как формы кризиса российского общества и отождествляться с ними.
Учение о причинности деформации правового сознания требует определения диалектики ее причин и условий.
Здесь за основу следует взять концепцию диалектического материализма, в соответствии с которой различие между причиной и условием является относительным1.
Действительно, оценка одних явлений в качестве причин, а других в качестве условий вызываемого ими иного явления носит относительный характер.
В причинно-следственных связях отдельных явлений конкретный фактор в одних случаях может играть роль причины, а в других условия.
Это полностью касается и такого общественного явления, как
деформация правового сознания.
Выступая в качестве следствия в причинной связи, деформация правового сознания всегда порождается конкретным явлением, например, кризисом законности или экономическими неурядицами.
Однако последние факторы, какими бы негативными они ни были, не всегда могут выступать в качестве причин,
порождающих правовой нигилизм или другие формы деформации как группового, так и индивидуального правосознания.
В
1 См.: Философский энциклопедический словарь.
М, 1983.
С.
531.

Ill определенных случаях и на отдельных этапах общественного развития они могут выступать в качестве условий, во взаимодействии с которыми иные явления в качестве причины порождают деформацию правосознания.
Все это свидетельствует о том, что не может быть четкой, раз и навсегда заданной классификации причин и условий
деформации правового сознания.
Невозможно добиться универсального разграничения между явлениями или

[Back]