94 условий. Такое разграничение, как уже отмечалось, носит относительноусловный характер. Необходимо также отметить, что конкретное явление либо факт только тогда выступает в качестве фактора трансформации правосознания, когда во взаимодействии с определенными условиями активно воздействует на общественную жизнь и на сознание членов общества. Это вытекает из концепции диалектического детерминизма о том, что только действующая форма может быть фактором конкретного явления. Ведь еще Гегель отмечал, что «причина есть причина постольку, поскольку она порождает некоторое действие», и если «причина потухает в своем действии, тем самым потухает и действие, ибо оно есть лишь определенность причины».1 Такова сущность диалектического учения о детерминации и причинности трансформации правосознания как одного из положительных общественных явлений. Правильное его уяснение дает возможность четко выделить и охарактеризовать причины и условия преобразования правового сознания на современном этапе развития нашего общества и осуществить мероприятия по его преобразованию и восстановлению. Причины и условия трансформации правосознания это общественные явления и процессы, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся различные факторы социальной среды, образующие определенную систему. Они характеризуются следующими важнейшими признаками. Во-перчзых, причины и условия трансформации правосознания проявляют себя через различные явления: социально-экономические, социальнополитические, социально-правовые, социально-психологические, социальноэтические, социально-идеологические, организационно-управленческие и другие. Они социальны по происхождению (появились с разделением общества на классы, появлением частной собственности), по своей сущности (противоречат интересам российского общества либо большинства населения 1 Гегель Г. Соч. Т.5 с.677. |
факторами, которые выступали бы только в качестве порождающих деформацию правосознания причин, и теми явлениями и факторами, которые фигурировали бы лишь в качестве способствующих этому условий. Такое разграничение, как уже отмечалось, носит относительно-условный характер. Необходимо также отметить, что конкретное явление либо факт только тогда выступает в качестве причины деформации правового сознания, когда во взаимодействии с определенными условиями активно воздействует на общественную жизнь и на сознание членов общества. Это вытекает из концепции диалектического детерминизма о том, что только действующая причина может быть причиной конкретного явления. Ведь еще Гегель отмечал, что «причина есть причина постольку, поскольку она порождает некоторое действие», и если «причина потухает в своем действии, тем самым потухает и действие, ибо оно есть лишь определенность причины».1 Такова сущность диалектического учения о детерминации и причинности деформации правового сознания как одного из негативных социальных явлений. Правильное его уяснение дает возможность четко выделить и охарактеризовать причины и условия искажения правового сознания на современном этапе развития нашего общества и осуществить мероприятия по его предупреждению и преодолению. Причины и условия деформации правового сознания это социальные явления и процессы, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся различные факторы социальной среды, 1 Гегель Г. Соч. Т.5. С. 677. 112 образующие определенную систему. Они характеризуются следующими важнейшими признаками. Во-первых, причины и условия деформации правового сознания проявляют себя через различные явления: социальноэкономические, социально-политические, социально-правовые, социально-психологические, социально-этические, социальноидеологические, организационноуправленческие и другие. Они социальны по происхождению (появились с разделением общества на классы, появлением частной собственности), по своей сущности (противоречат интересам российского общества либо большинства населения страны) и по следствию (способствуют искажению правового сознания индивидов, групп населения и общества и тем самым наносят ущерб общественным и личным интересам граждан страны). Во-вторых, причины и условия деформации правового сознания это » явления и процессы как негативного, так и позитивного характера, действующие комплексно и в различных сочетаниях. В-третьих, они представляют из себя единую систему социальных явлений и процессов, которые детерминируют деформированное правосознание как свое следствие. Необходимо отметить, что отсутствие комплексной и стройной теории о деформации правового сознания сказалось и на учении о ее причинах. Отечественная наука не разработала четкой классификации этих причин и условий. Нам же представляется, что такую классификацию следует осуществить по их содержанию, по последствиям и по уровню функционирования. По содержанию все причины деформации правового сознания подразделяются на социально-экономические, социальнополитические, социально-правовые и т.д. 113 По последствиям эти детерминанты можно разделить на причины, порождающие правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. |