95 страны) и по следствию (способствуют искажению правового сознания индивидов, групп населения и общества и тем самым наносят ущерб общественным и личным интересам граждан страны). Во-вторых, причины и условия трансформации правосознания — это явления и процессы как положительного, так и позитивное) характера, действующие комплексно и в различных сочетаниях. В-третьих, они представляют собой единую систему общественных явлений и процессов, которые детерминируют правосознание как свое следствие. Необходимо отметить, что отсутствие комплексной и стройной теории о трансформации правосознания сказалось и на учении об сё причинах. Отечественная наука не разработала четкой классификации этих причин и условий. Нам же представляется, что такую классификацию следует осуществить по их содержанию, по последствиям и по уровню функционирования. По содержанию все причины трансформации правосознания подразделяются на экономические, политические, правовые и т.д. В зависимости от уровня функционирования они делятся на причины, преобразующие трансформацию общественного, группового (в * том числе профессионального) и индивидуального правосознания. Необходимо отметить, что причинные объяснения трансформации правосознания как общественного положительное явления предполагают многоуровневый подход. Поскольку любое причинное объяснение требует выделения главного в цепи взаимодействующих общественных процессов и явлений, то это главное может быть сформулировано на разных уровнях своего функционирования. Применительно к трансформационному правосознанию такими уровнями выступают общество в целом, отдельная общественная группа и конкретный индивид. Соответственно этому научные объяснения причин трансформации правосознания должны осуществляться на философском, социологическом и психологическом уровнях. |
факторами, которые выступали бы только в качестве порождающих деформацию правосознания причин, и теми явлениями и факторами, которые фигурировали бы лишь в качестве способствующих этому условий. Такое разграничение, как уже отмечалось, носит относительно-условный характер. Необходимо также отметить, что конкретное явление либо факт только тогда выступает в качестве причины деформации правового сознания, когда во взаимодействии с определенными условиями активно воздействует на общественную жизнь и на сознание членов общества. Это вытекает из концепции диалектического детерминизма о том, что только действующая причина может быть причиной конкретного явления. Ведь еще Гегель отмечал, что «причина есть причина постольку, поскольку она порождает некоторое действие», и если «причина потухает в своем действии, тем самым потухает и действие, ибо оно есть лишь определенность причины».1 Такова сущность диалектического учения о детерминации и причинности деформации правового сознания как одного из негативных социальных явлений. Правильное его уяснение дает возможность четко выделить и охарактеризовать причины и условия искажения правового сознания на современном этапе развития нашего общества и осуществить мероприятия по его предупреждению и преодолению. Причины и условия деформации правового сознания это социальные явления и процессы, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся различные факторы социальной среды, 1 Гегель Г. Соч. Т.5. С. 677. 112 образующие определенную систему. Они характеризуются следующими важнейшими признаками. Во-первых, причины и условия деформации правового сознания проявляют себя через различные явления: социальноэкономические, социально-политические, социально-правовые, социально-психологические, социально-этические, социальноидеологические, организационноуправленческие и другие. Они социальны по происхождению (появились с разделением общества на классы, появлением частной собственности), по своей сущности (противоречат интересам российского общества либо большинства населения страны) и по следствию (способствуют искажению правового сознания индивидов, групп населения и общества и тем самым наносят ущерб общественным и личным интересам граждан страны). Во-вторых, причины и условия деформации правового сознания это » явления и процессы как негативного, так и позитивного характера, действующие комплексно и в различных сочетаниях. В-третьих, они представляют из себя единую систему социальных явлений и процессов, которые детерминируют деформированное правосознание как свое следствие. Необходимо отметить, что отсутствие комплексной и стройной теории о деформации правового сознания сказалось и на учении о ее причинах. Отечественная наука не разработала четкой классификации этих причин и условий. Нам же представляется, что такую классификацию следует осуществить по их содержанию, по последствиям и по уровню функционирования. По содержанию все причины деформации правового сознания подразделяются на социально-экономические, социальнополитические, социально-правовые и т.д. 113 По последствиям эти детерминанты можно разделить на причины, порождающие правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. В зависимости от уровня функционирования они делятся на причины, порождающие деформацию общественного, группового (в т.ч. профессионального) и индивидуального правосознания. Необходимо отметить, что причинные объяснения деформации правового сознания как социально негативного явления предполагают многоуровневый подход. Поскольку любое причинное объяснение требует выделения главного в цепи взаимодействующих социальных процессов и явлений, то это главное может быть сформулировано на разных уровнях своего функционирования. Применительно к деформированному правосознанию такими уровнями выступают общество в целом, отдельная социальная группа и конкретный индивид. Соответственно этому научные объяснения причин деформации правового сознания должны осуществляться на философском, социологическом и психологическом уровнях. На философском уровне формулируется общая концепция детерминации и причинности деформации правового сознания. По нашему мнению, она должна осуществляться с позиции исторического и диалектического материализма, который наиболее последовательно излагают причины социальных явлений. Социологический уровень предполагает изучение причин деформации правового сознания на основе выделения и уяснения их конкретных связей с другими факторами общественной жизни современной России. Психологический уровень изучения причин деформации правового сознания основывается на анализе и изучении личностных свойств и качеств конкретных индивидов. Учитывая, что сущность деформации правового сознания проявляется прежде всего через различные ее формы и виды, целесообразно рассмотреть ее 114 причины именно в контексте изучения тех явлений и процессов социальной среды, которые детерминируют их как свое следствие. 2.1.1 Истоки и причины различных форм деформации правового сознания. Наиболее распространенными формами деформации правового сознания, как уже было отмечено выше, являются правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Правовой инфантилизм, представляющий из себя самую мягкую форму искажения правового сознания граждан нашей страны, имеет давние исторические корни. Россия вплоть до начала XX века, несмотря на проводимые реформы и быстрое развитие капитализма, оставалась аграрной страной, отсталой в экономическом отношении. Низкий культурный уровень населения и почти сплошная безграмотность — вот характерные черты того времени. Как указывает И.И. Долуцкий, накануне февральской революции 1917 года 73% населения России не умело ни читать, ни писать. Неграмотность крестьян достигала 85%, а нерусских народов 98-99%). 48 народностей, проживавших в России, вообще не имели письменности1. Все это отрицательно сказывалось на уровне общественного сознания, которое было обусловлено господствующим на данный момент бытиѐм и должно было отражать настроения, мысли, побуждения и эмоции различных слоев общества. О правовом же сознании того периода можно говорить только касательно представителей господствующих классов, да и то с большими оговорками. Правовое сознание угнетенных классов и народов было практически не развито, что объяснялось почти поголовной безграмотностью. После Октябрьской революции 1917 года руководство страны в целях ликвидации безграмотности населения осуществило культурную революцию, 1 См. Долуцкий И.И. Отечественная история XX века. М., 1994. С.313. 115 |