Проверяемый текст
Безрукова, Анастасия Александровна; Политические процессы на южных рубежах России и их влияние на национальную безопасность страны (Диссертация 2012)
[стр. 46]

46 В разных определениях называются различные основные признаки этноса, однако к их числу, как правило, относят: общности территории проживания, политической истории, экономики, религии, языка, духовной и материальной культуры, самосознания.
Общность каждого из признаков формирует этническое единство, родство его представителей, отражаемое как единство и в индивидуальном и в общеэтническом сознании.
Вместе с тем, при определении этноса ученые сталкиваются со следующей сложностью: общность языка и территории проживания, а также истории и ментальности характеризует не только этносы, но и племена, и народности.
Более того, некоторые ученые эти признаки называют атрибутивными признаками нации90.
Некоторые исследователи склонны рассматривать этнос как категорию, имеющую природу, сходную с природой живого биологического организма.
Так, согласно позиции российского учёного А.Ю.
Каркмазова, этносу, как и биологическому организму, свойственно рождаться, развиваться, расти, мужать (то есть проходит те фазы развития, которые проходят живые организмы) и, согласно этой теории, этнос смертен в силу смертности всего живого.
Кроме того, он имеет биографию Л и механизмы наследования*1.
Данный подход не лишен эмпиричности.
Вместе с тем, Ю.Семёнов обоснованно предлагает различать биологическое и социальное наследование.
С его точки зрения, «в первом случае принято говорить о наследственности, во втором о преемственности.
Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность»92.

Согласно логике рассуждений этого ученого, которая 90 См., например три признака нации в работах К.
Каутского: Каутский К.
Борьба национальностей и государственное право в Австрии.
СПб, 1906; Он же.
Национальные проблемы.
Петроград, 1918.

91 Подробнее см.: Каркмазов А.Ю.
и др.
Политология в терминах и понятиях.
Ставрополь: СГУ, 1994.
С.
248.

Q")Семенов Ю.И.
Производство и общество //Социальная философия.
Под ред.
И.А.
Гобозова.
М.: Издатель Савин С.А., 2003.
С.
236-266.
[стр. 120]

120 признака выступают в качестве атрибутивных признаков нации156.
Соответственно, данные признаки нельзя считать достаточными для разделения понятий «этнос» и «нация».
Здесь можно использовать подход, в рамках которого этнос рассматривается не как социальная, а скорее как природная категория.
Как и любой живой организм, он рождается и умирает, проходит родственные с организмом фазы развития.
Действительно, члены этноса сосуществуют нс только в пространстве, но и во времени.
Этнос постоянно воспроизводится как демографическое единство.
Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю.
Существование этноса предполагает наследование157.
Вместе с тем, как справедливо отмечает Ю.
Семенов, «наследование наследованию рознь.
<...> Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность».
Несомненно, далее рассуждает автор, «в нормальных условиях культурное, социальное воспроизводство человека неотделимо от биологического.
Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос особая, порода людей»158.
Логика данных рассуждений автору диссертации очень близка.
Поэтому, исходя из вышеприведенных рассуждений, автор склонен придерживаться позиции, что этнос структура социальная, являющаяся продуктом осуществления культурно-цивилизационной, социальной преемственности.
Более того, этнос как таковой существует до тех пор, пока ь6 См., например три признака нации в работах К.
Каутского: Каутский К.
Борьба национальностей и государственное право в Австрии.
СПб, 1906; Он же.
Национальные проблемы.
Петроград, 1918.

157 Подробнее см.: Каркмазов А.Ю.
и др.
Политология в терминах и понятиях.
Ставрополь: СГУ, 1994.
С.
248.

158Подробнее см.: Семенов Ю.И.
Производство и общество //Социальная философия.
Под ред.
И.А.
Гобозова.
М.: Издатель Савин С.А., 2003.
С.
236-266.

[Back]