Проверяемый текст
Безрукова, Анастасия Александровна; Политические процессы на южных рубежах России и их влияние на национальную безопасность страны (Диссертация 2012)
[стр. 53]

53 В правовом отношении, сепаратистские движения опираются на право наций, на самоопределение108, относящееся к общепризнанным нормам международного права, кодифицированного (с рядом ограничений) конституциями некоторых федеративных государств, в том числе, Конституцией РФ.
Ограничения также связаны с содержанием ряда норм как национального, так и международного права.
В частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.

указывается, что при реализации права народов на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств...
имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи»109.
Наличие этого ограничения, а также негативный опыт распада ряда постсоветских государств, в частности, Югославии и СССР, привел к тому, что сегодня право народов на полное самоопределение (то есть вплоть до сецессии) не встречается ни в одной конституции мира (хотя было предусмотрено в конституциях некоторых республик в составе РФ).
Таким образом, право наций на самоопределение как норма международного права, несмотря на наличие правовых коллизий с 1пяЧерниченко С.В.
Принцип самоопределения народов (современная интерпретация), Московский журнал международного права.
№ 4.
1996.
С.
16; Решетов Ю.А.
Право на самоопределение и отделение, Московский журнал международного права.
№ 1.
— 1994.-С.3-4.
109 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.
//Сборник «ООН.
Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии», Нью-Йорк, 1970.
С.151-155.
С.152.
[стр. 139]

139 нормативная сущность («дух закона») Международных пактов о правах, в содержании которых права человека и их реализация увязаны с гарантиями прав этнических групп.
В данных пактах также зафиксированы нормы, согласно которым каждая нация имеет право на самоопределение.
«В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права»172*.
Сегодня «право нации на самоопределение», будучи зафиксированным и в Конституции РФ, но не будучи в полной мере отрефлексировашшм сквозь призму российских и международных политических реалий, осложняет укрепление российской государствешюсти.
Необходимая рефлексия должна быть осуществлена с использованием подходов, принятых в международной политико-правовой практике: принцип государственной целостности России должен отстаиваться на основе признания исторического самоопределения народов в составе России .
В российской правовой системе объем права наций на самоопределение должен быть ограничен нормами национального и международного права.
В частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.,
содержится основополагающая норма, согласно которой при 172 Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
Вступил в силу 23 марта 1976 года.
Цит по: Лукашук И.И.
Международное цраво.
Общая часть.
М.: Век, 1996.-368 с.
С.179.
73Бирюков С.Н.
Сепаратизм: идейные истоки, современное состояние, пуги преодоления // Русский журнал.
-24 июля.
2007.
-С.45-60.
-С.48.


[стр.,140]

140 реализации права народов на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств»174.
Таким образом, основополагающие нормы международного права (в том числе, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) составляют сегодня ту парадигму, в рамках которой этносы и регионы могут использовать широкие возможности для реализации своих прав на свободу, независимость и самоопределение в границах существующих государственных образований и без сепаратизма или экстремизма.
В качестве основных форм реализации этих возможностей выступаюг территориальная и национально-культурная автономия.
В содержательном отношении, усовершенствование конституционно-правовой базы российской государственности должно осуществляться в этой парадигме.
Результатом правотворчества, цели и общий вектор которого вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма, стал Федеральный закон РФ от 17 июня 1996 г.
«О национально-культурной автономии».
Значение данного закона как компонента правовой базы укрепления российской федеративной государственности трудно переоценить, поскольку он прямо закрепляет правовые основы национальнокультурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан в процессе выбора ими путей и форм своего национальнокультурного развития.
174 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии, с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г.
Цит.
по: Лукашук И.И.
Международное право.
Общая часть.
М.: Бек, 1996.-368 с,-С.203.


[стр.,171]

171 99.
Явчуновская Р.А.
Глобальная и региональная безопасность.
М.: Изд-во РАГС, 2009.
Источники 100.
Выступление Р.Кадырова в Грозном.
ИТАР-ТАСС, 2008-08-25.
101.
Государство и религия в Дагестане //Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религии.
Махачкала, 2003.405 с.
102.
Д.А.
Медведев обозначил три проблемы малого бизнеса // РБК daily.
12.01.2012.
103.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии, с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г.

В кн: Лукашук И.И.
Международное право.
Общая часть.
М.: Бек, 1996.
368 с, 104.
Закон Российской Федерации «О безопасности» //Российская газета.
1992.
6 мая.
105.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Методологический и социально-политический аспект).
СПб.: ВМА, 2005.
106.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Независимое военное обозрение.
2000.
14 янв.
107.
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
Вступил в силу 23 марта 1976 года.
В кн.: Лукашук И.И.
Международное право.
Общая часть.
М.: Бек, 1996.368 с.
108.
Насибов А.
Школа молодого отца.
Интервью с Р.Кадыровым //Эхо Москвы.
13.01.2006.
109.
Путин В.В.
Россия: национальный вопрос //Независимая газета.
2012.
23 янв.
110.
Словарь современного русского языка.
М.: АНСССР, 1995.
Т.8.

[Back]