Проверяемый текст
Безрукова, Анастасия Александровна; Политические процессы на южных рубежах России и их влияние на национальную безопасность страны (Диссертация 2012)
[стр. 68]

68 К числу прочих условий актуализации сепаратизма следует отнести следующие: Развитие негативных тенденций в этнополитической сфере В настоящее время развитие этнополитических процессов в России характеризуется появлением и развитием ряда тревожных тенденций, создающих почву для развития ростков этносепаратизма.
К числу этих тенденций, в частности, относятся следующие: Рост этнического самосознания большинства народов; повышение «удельного веса» в структуре этнического сознания большинства народов этнических предрассудков и стереотипов, имеющих историческое или псевдоисторическое происхождение и искусственно формируемых и поддерживаемых этническими антрепренерами 45; уменьшение «удельного веса» русского населения в демографической структуре населения федерации и различных регионов; рост популярности, в том числе, в среде руководящей политической элиты, русского национализма в качестве потенциальной государственной идеологии, рост расхождений в культурном, этнодемографическом, религиозном развитии российских этносов и народностей; рост этнофобий, особенно в отношении к иноэтническим мигрантам; ограниченность форм межэтнической кооперации только сферой рыночной экономики; активизация деятельности и рост популярности религиозных организаций, в том числе, радикально ориентированных; актуализация негативной исторической памяти народов, подвергшихся порабощению, оккупации и политическим репрессиям по145 145 Шаколюкова В.Д.
Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России:
Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
М., 2006.
26 с.

С.21.

[стр. 66]

66 процесс этнической сепарации.
Он сопровождается ростом этнизма, межэтнической напряженности.
Все последние годы межэтнические противоречия усугубляются, а этнополитические процессы активизируются, причем активизация носит исключительно деструктивный характер.
Это выражается в следующих тенденциях: • рост этнического самосознания большинства народов, рост ксенофобий при снижении толерантности, рост значимости этнических предрассудков и стереотипов, имеющих историческое или псевдоисторическое происхождение66; • сужение количества форм межэтнической кооперации при росте межэтнических конфронтаций во всех сферах; • сужение и рост напряженности социального пространства, растрачивание ресурсов на примирение интересов различных этнических групп; • рост «охранительного» национализма: распространение у «коренных» этнических групп чувства тревоги, этнофобий по отношению и «переселенческим» иноэгническим группам67; • рост популярности национализма в качестве идеологии регионов, • активизация и рост популярности религиозных организаций, в том числе, радикально ориентированных;актуализация негативной исторической памяти народов, подвергшихся порабощению, оккупации и политическим репрессиям по этнонациональному признаку; • перерастание межэтнической напряженности в межреспубликанские 66 Шаколюкова В.Д.
Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России:
Авгореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
М., 2006.
26 с.
С.21.

67Новицкий И.Я.
Указ.
соч.
С.
14

[стр.,67]

67 противоречия и др.68 Для этнополитических процессов характерно активное проявление этнического сознания, которое обусловливает осознание не только этнически определенных элементов материальной, социальной и духовной культуры, но и межэтнических отношений, которые складывались на протяжении истории.
Значительное влияние на ход этнополитических процессов оказывают также этнические предрассудки, имеющие историческое или псевдоисторическое происхождение и искусственно разжигаемые представителями этнических элит.
Они расшатывают межэтнические отношения, усугубляя межэтнические противоречия, что делает возможным разжигание межэтнических конфликтов.
Предрассудки имеют деструктивную природу, поскольку изображают в этническом сознании другие этносы как врагов, источник угрозы, избежать которую возможно только путем самоизоляции, крайней обдуманности и настороженности при вступлении в межэтнические отношения69.
Особенно опасны оказались предрассудки, исходящие от наций-лидеров по отношению к национальным меньшинствам и малым народам, находящимся в условиях компактного проживания этносов.
Проявления этнизма на юге обладают всепроникающей силой.
Широкое распространение приобрел бытовой этнизм в различных проявлениях: от «мягкой» недоброжелательности до морального террора, который переходит в открытые хулиганские действия.
Опасность бытового этнизма в том, что в республиках он сочетается с официальной политикой властей, направленной на снижение социального статуса или фактическое вытеснение не титульного населения.
Политическая нестабильность оказала 63 Пайн Э.А.
Этнополитический маятник.
Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России.
М.: Институт социологии РАИ, 2004.
С.56 69 Шаколюкова В.Д.
Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
-М ., 2006.
26 с.
С.21


[стр.,170]

170 общество: идея, наследие социализма и современная украинская реальность.
Луганск, Женева, 2002.
С.176-204.
88.
Суханов В.Ю.
Этническое и национальное в кавказском конфликте: пришествие «Чужого» // Звезда.
2001.
№24.
89.
Тавокин Е.П.
Исследование социально-экономических и политических процессов.
М: Инфра-М, 2008.
189 с.
90.
Терехов И.И.
О проблеме развития системы общенациональной безопасности России //Безопасность личности, общества, государства и спецслужбы России: Рабочие материалы научно-практической конференции 5-7 апреля 1994 года.
М.: Академия ФСК РФ, 1994.
Т.2.
91.Тишков В.A.
Pro et Contra этнического федерализма в России //Федерализм в России.
Казань, 2001.
С.
24-25.
92.
Урбан М.
Социальные отношения и политические практики в посткоммунистической России // Полис.
2002.
№4.
С.54-62.
93.
Хасбулатов Р.И.
Чеченская трагедия стала результатом деформации федеральной власти //Государство, политика и сепаратизм.
2000.
№2.
С.12-14.
94.
Хасбулатов Р.И.
От несвободы к тирании: раскол в чеченском обществе и его последствия //Культура Чечни: история и современные проблемы.
М.: Наука, 2002.
80 с.
95.
Хисматулин А.А.
Суфизм.
СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2003.
108 с.
96.
Шаколюкова В.Д.
Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
М., 2006.26 с.

97.
Шутов А.Ю.
Политический процесс.
М.: Инфра-М, 1994.
288 с.
98.Этнорелигиозный терроризм /Ю.М.
Антонян, Г.И.
Белокуров, А.К.
Боковиков и др.
М.: Аспект Пресс, 2006.

[Back]