16 общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в % определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, пишет Маркс, требуется определенное образование или воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей силы"3. Однако понятие капитала по отношению к рабочей силе применяется ^ Марксом в особом смысле: создание подобного капитала происходит в результате сбережения (экономии) рабочего времени в процессе материального производства4. В трудах Маркса также превалирует идея, согласно которой рабочая сила, являющаяся достоянием трудящихся, в их руках есть только товар, но превращается в капитал у покупателя рабочей силы капиталиста и функционирует после продажи в руках последнего в процессе производства (приниимая форму переменного капитала)5. 'Ъ Спецификой научных исследований труда и производительных способностей человека периода развития индустриализации является абстрактное сведение сложного труда к простому, когда субъект труда рассматривается как придаток функционирующих средств производства. В период развития фабричного производства и индустриализации практически зарождались теории человеческого капитала, как совокупности ^ затрат на воспроизводство потенциала человека, повышения качества и улучшения функционирования рабочей силы. В XIX — начале XX века уже складывались объективные предпосылки, обуславливающие последующую эволюцию концепции человеческого капитала, которая в середине XX века явилась теоретической и методологической основой создания концепции качества жизни. ? —.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-2-е изд.-Т.46.4.2. С.221. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-Т.23.-С. 182-183. ‘Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.-С201. 5 Маркс К. Капитал.-С.427-429. |
труда, стала развитой и специфической рабочей силой, пишет Маркс, требуется определенное образование или воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей силы".1 Однако понятие капитала по отношению к рабочей силе применяется Марксом в особом смысле: создание подобного капитала происходит в результате сбережения (экономии) рабочего времени в процессе материального производства.2В трудах Маркса также превалирует идея, согласно которой рабочая сила, являющаяся достоянием трудящихся, в их руках есть только товар, но превращается в капитал у покупателя рабочей силы капиталиста и функционирует после продажи в руках последнего в процессе производства (принимая форму переменного капитала).3 Спецификой научных исследований груда и производительных способностей человека периода развития индустриализации является абстрактное сведение сложного труда к простому, когда субъект труда рассматривается как придаток функционирующих средств производства. В период развития фабричного производства и индустриализации практически зарождались теории человеческого капитала, как совокупности затрат на воспроизводство потенциала человека, повышения качества и улучшения функционирования рабочей силы. В XIX начале XX века уже складывались объективные предпосылки, обуславливающие последующую эволюцию концепции человеческого капитала, которая в середине XX века явилась теоретической и методологической основой создания концепции качества жизни. Под воздействием кризисов конца 60-х годов теория человеческого капитала стала трансформироваться в теорию качества жизни, в которой особое 'Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-Т.23.-С. 182-183. 2Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.-С.201. 1Маркс К. Капитал.-С.427-^29. |