Проверяемый текст
Кузнецова Эльвира Георгиевна. Закономерности развития отношений арендного землепользования в современном аграрном производстве (Диссертация 2004)
[стр. 66]

владение землей, которое присуще российским крестьянам и имеет в себе такие ценности, как взаимопомощь, трудовая и гражданская демократия, трудолюбие и нестяжательство.
Все это позволяет сочетать личные интересы с социальными интересами.
Крестьянин консервативен вообще, а в своих отношениях к земле в особенности.
В связи с этим уместно вкратце остановиться на вопросе об общинах.
Община есть земельный союз, характеризующийся определенной формой владения землей, при которой земля принадлежит не отдельным домохозяевам, а всему обществу, коллективу, владеющему землей сообща.
Обладателем общинной земли является вся совокупность лиц, входящих в данную общину, при котором индивидуальная доля земли каждого меняется по мере изменения размеров семьи и соотношения между количеством земли и численностью владельцев.
Коротко общину можно определить так: общине принадлежит право владения землей, а каждому ее члену право пользования.
Таким образом, особенность общинного права состояла в том, что право владения и распоряжения землей
принадлежало всем, а не каждому в отдельности.
Каждому отдельному члену общины принадлежало право пользоваться землей в более или менее продолжительное время.
Община была собственником земли, то есть ей была присуща общая собственность, но с правом индивидуального владения.
Община свободно распоряжалась землей и давала своим членам больше свободы.
Здесь крестьянин мог сдавать свой надел в аренду на весь срок от передела до передела земли от 12 до 15 лет.
Или сам мог арендовать земельный надел у соседа, уходящего на отхожие промыслы.
Община, как собственник земли, могла сдать землю в аренду частным лицам.

Заслуга общины и в том, что без нее помещик мог поработить крестьянина.
Община отстаивала интересы крестьян, выступая в роли своеобразного крестьянского
«профсоюза».
Противники общинного владения землей считают, что община является
66
[стр. 102]

102 российского народа и отвечал реальностям мировой цивилизации.
Одна из составных частей этого пути общинное землепользование, коллективное владение землей, которое присуще российским крестьянам и имеет в себе такие ценности, как взаимопомощь, трудовая и гражданская демократия, трудолюбие и нестяжательство.
Все это позволяет сочетать личные интересы с социальными интересами.
Крестьянин консервативен вообще, а в своих отношениях к земле в особенности.
В связи с этим уместно вкратце остановиться на вопросе об общинах.
Община есть земельный союз, характеризующийся определенной формой владения землей, при которой земля принадлежит не отдельным домохозяевам, а всему обществу, коллективу, владеющему землей сообща.
Обладателем общинной земли является вся совокупность лиц, входящих в данную общину, при котором индивидуальная доля земли каждого меняется по мере изменения размеров семьи и соотношения между количеством земли и численностью владельцев.
Коротко общину можно определить так: общине принадлежит право владения землей, а каждому ее члену право пользования.
Таким образом, особенность общинного права состояла в том, что право владения и распоряжения землей
принадтежало всем, а не каждому в отдельности.
Каждому отдельному члену общины принадлежало право пользоваться землей в более или менее продолжительное время.
Община была собственником земли, то есть ей была присуща общая собственность, но с правом индивидуального владения.
Община свободно распоряжалась землей и давала своим членам больше свободы.
Здесь крестьянин мог сдавать свой надел в аренду на весь срок от передела до передела земли от 12 до 15 лет.
Или сам мог арендовать земельный надел у соседа, уходящего на отхожие промыслы.
Община, как собственник земли, могла сдать землю в аренду частным лицам.


[стр.,103]

103 Заслуга общины и в том, что без нее помещик мог поработить крестьянина.
Община отстаивала интересы крестьян, выступая в роли своеобразного крестьянского
“профсоюза”.
Противники общинного владения землей считают, что община является
остатком кочевого состояния племен, не признает гражданских прав личности, покрывает нерадивого и ленивого хозяина, не заинтересовывает к труду и поэтому является отсталой формой землепользования.
На наш взгляд, главным недостатком общинного землепользования является коллективное пользование земельной собственностью, а это мешало крестьянам по-хозяйски относиться к земле.
Земля оставалась чужой, поскольку в результате переделов она меняла своих хозяев.
Эти и некоторые другие отрицательные моменты в развитии общины привели к необходимости аграрной реформы в 1906г.
Однако проводимая земельная реформа разрушила быт земледельческого населения.
Искусственное насаждение хуторов вместо общины в неприемлемых агроэкономических условиях уничтожило устоявшуюся форму землепользования.
В результате психологической неподготовленности крестьян к переходу на единоличное землепользование данный процесс привел не только к нерациональным и неоправданным расходам, но и оказал губительное воздействие на все земледелие.
Поэтому как бы ни относиться к общине, но бесспорно однообщина осуществляла право крестьян на экономическое самоопределение, на установление тех форм землепользования, которые были желательны и нужны им.
Интенсификации земледелия мешало не общинное землевладение, а отсутствие капитала и недостаточная государственная помощь.
Сама же община была не причиной, а симптомом экономической отсталости крестьянского хозяйства.
Достоинством общины являлось то, что в ней отражался характер и дух русского народа, веками сложившееся мировоззрение русского крестьянства.

[Back]