Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 100]

участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов.
Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготовляли пищу.
С 12-летнего возраста они умели печь хлеб.
Выработанные в этот возрастной период умения и навыки являлись критерием оценки ребят при переходе в следующую возрастную группу и социальную общность молодежь.
Молодые люди (17-18 лет) были полноправными членами трудовых отношений в семье и общине.
Их называли «жених», «невеста», «парубок», «девка».
Над теми, кто не справлялся с обязанностями, начинали насмехаться.

Существовали специальные прозвища для неумелых, прочно вошедшие в речевой оборот.
Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками, девочек, не научившихся в положенный срок прясть, называли непряхами, не умевших
«выткать кроены» неткахами, самостоятельно поставить стан «без подсказки матери» бесподставочными.
Насмешливые прозвища получали также те, кто оказывался последним при завершении некоторых видов коллективных работ.
Так, на помочах по вывозке навоза последнего возницу называли «Кила»,
«бабушка-роженица», «поскребня», «помело».
Иногда прозвище оставалось на весь год: «Кила годовая на тебе» целый год будешь
последним[83, С.76].
При известных условиях фактором
воспитания и социализации личности выступала детская среда.
В детском сообществе существовали свои неписаные правила, законы, применялись оригинальные способы стимулирования творческой активности.
Отношения, возникавшие в этой среде, строились не только на основе подражания старшим, но и имели самобытные черты.
Жизнь, быт детей существенно отличались от мира взрослых.

Ого не только признавалось народом, но и определенным образом поддерживалось.
Самой древней формой организации детской воспитательной среды были дома молодежи, куда родители отдавали своих детей на воспитание.
[стр. 141]

Подобные посвящения в трудовой семейный коллектив существовали и для девочек.
Им торжественно вручали прялки, веретена, специально сделанные по этому случаю отцом или народным умельцем.
С 4-5-летнего возраста детей привлекали к несложным хозяйственным занятиям.
Обязательным становилось посещение церкви, изучение Священного писания, молитв, исповедь.
Ребенок становился активным участником еще одной социальной общности православной церкви, которая вырабатывала свои правила и принципы общественного устройства, учила мальчиков и девочек обязанностям прихожан.
Детей в возрасте от 6-7 до 14-15 лет в народе называли в соответствии с теми видами груда, которые они выполняли.
Так, среди мальчиков бытовали такие прозвища, как "бороноволок" мальчик, ведущий лошадь при бороньбе,1 1 навощик" мальчик, помогающий возить навоз на поле.
Девочек "пестунья" (нянька); "казачка" девочка-работница по найму с 12 лет.
За детьми закреплялись посильные обязанности.
Они были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огород.
Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост.
В косовицу и жатву ребятишки присматривали за домом, младшими братьями и сестрами, ухаживали за скотиной.
С 10-12-ти лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов.
Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготовляли пищу.
С 12летнего возраста они умели печь хлеб.
Выработанные в этот возрастной период умения и навыки являлись критерием оценки ребят при переходе в следующую возрастную группу и социальную общность молодежь.
Молодые люди (17-18 лет) были полноправными членами трудовых отношений в семье и общине.
Их называли "жених”, "невеста", "парубок", "девка".
Над теми, кто не справлялся с обязанностями, начинали насмехаться.

141

[стр.,142]

Существовали специальные прозвища для неумелых, прочно вошедшие в речевой оборот.
Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками.
Девочек, не научившихся в положенный срок прясть, называли непряхами, не умевших
’’выткать кроены” неткахами, самостоятельно поставить стан "без подсказки матери” бесподставочными.
Насмешливые прозвища получали также те, кто оказывался последним при завершении некоторых видов коллективных работ.
Так, на помочах по вывозке навоза последнего возницу называли "Кила",
'’бабушка-роженица", "поскребня", "помело".
Иногда прозвище оставалось на весь год: "Кила годовая на тебе" целый год будешь
последним1 .
При известных условиях фактором
социализации личности выступала детская среда.
В детском сообществе существовали свои неписаные правила, законы, применялись оригинальные способы стимулирования творческой активности.
Отношения, возникавшие в этой среде, строились не только на основе подражания старшим, но и имели самобытные черты.
Жизнь, быт детей существенно отличались от мира взрослых.

Ото не только признавалось народом, но и определенным образом поддерживалось.
Самой древней формой организации детской воспитательной среды были дома молодежи, куда родители отдавали своих детей на воспитание.

Многочисленные упоминания о домах молодежи сохранились в русских, украинских и белорусских сказках под названием "дом в лесу”, "дом (шалаш) в степи".
Подобное средство социализации, но свидетельству Г.Н.Волкова, применялось тувинским и чувашским народами.
Воспитание детей в этих домах было равным для всех и отвечало коллективным общественным отношениям, сложившимся в родовой общине.
Здесь старцы приучали детей к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда и утвари, передавали заветы предков, прививали моральнонравственные нормы, приобщали к обычаям и обрядам рода.
Воспитание и 142 1См.; Громыко М .М .
Мир русской деревни.
М ..
1991, с.
109.

[Back]