Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 101]

Многочисленные упоминания о домах молодежи сохранились в русских, украинских и белорусских сказках под названием «дом в лесу», «дом (шалаш) в степи».
Подобное средство социализации,
по свидетельству Г.Н.
Волкова, применялось тувинским и чувашским народами.
Воспитание детей в этих домах было равным для всех и отвечало коллективным общественным отношениям, сложившимся в родовой общине.
Здесь старцы приучали детей к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда и утвари, передавали заветы предков, прививали морально-нравственные нормы, приобщали к обычаям и обрядам рода.
Воспитание и
обучение завершалось инициациями, которые показывали готовность юноши вступить в ранг зрелого мужчины[38, С.76].
Относительная самостоятельность детской среды проявлялась в возникновении чисто детских трудовых «артелей».
В основе их деятельности лежало выполнение посильных дел, помощь взрослым в рыбной ловле, собирании и заготовлении на зиму орехов, грибов, ягод, ловле птиц, выпасе скота.
Дети стремились работать сообща, оказывать взаимную поддержку, сотрудничать: для рыбной ловли и походов в лес было необходимо несколько человек, поскольку одному осуществить подобное мероприятие было не под силу.
Кроме того, в коллективе сверстников было веселее и интереснее трудиться.
Состав подобных групп оставался неизменным и включал детей разного возраста, как правило, живущих рядом: в соседних домах, на одной улице.
Обязанности в группе были четко распределены без вмешательства взрослых, «добыча» делилась поровну,
вис зависимости от возраста и трудового вклада.
Интересные наблюдения были сделаны отечественным
этнографом Г.С.Виноградовым.
Он отмечал, что в приречных селениях мальчишки объединялись в детские рыболовные «артели».
Обязанности в подобных «артелях» были четко распределены.
Одни «загоняли» рыбу, другие удили, третьи собирали добычу,
[стр. 142]

Существовали специальные прозвища для неумелых, прочно вошедшие в речевой оборот.
Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками.
Девочек, не научившихся в положенный срок прясть, называли непряхами, не умевших ’’выткать кроены” неткахами, самостоятельно поставить стан "без подсказки матери” бесподставочными.
Насмешливые прозвища получали также те, кто оказывался последним при завершении некоторых видов коллективных работ.
Так, на помочах по вывозке навоза последнего возницу называли "Кила", '’бабушка-роженица", "поскребня", "помело".
Иногда прозвище оставалось на весь год: "Кила годовая на тебе" целый год будешь последним1 .
При известных условиях фактором социализации личности выступала детская среда.
В детском сообществе существовали свои неписаные правила, законы, применялись оригинальные способы стимулирования творческой активности.
Отношения, возникавшие в этой среде, строились не только на основе подражания старшим, но и имели самобытные черты.
Жизнь, быт детей существенно отличались от мира взрослых.
Ото не только признавалось народом, но и определенным образом поддерживалось.
Самой древней формой организации детской воспитательной среды были дома молодежи, куда родители отдавали своих детей на воспитание.
Многочисленные упоминания о домах молодежи сохранились в русских, украинских и белорусских сказках под названием "дом в лесу”, "дом (шалаш) в степи".
Подобное средство социализации,
но свидетельству Г.Н.Волкова, применялось тувинским и чувашским народами.
Воспитание детей в этих домах было равным для всех и отвечало коллективным общественным отношениям, сложившимся в родовой общине.
Здесь старцы приучали детей к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда и утвари, передавали заветы предков, прививали моральнонравственные нормы, приобщали к обычаям и обрядам рода.
Воспитание и
142 1См.; Громыко М .М .
Мир русской деревни.
М ..
1991, с.
109.


[стр.,143]

обучение завершалось инициациями, которые показывали готовность юноши вступить в ранг зрелого мужчины1 .
Относительная самостоятельность детской среды проявлялась в возникновении чисто детских трудовых "артелей".
В основе их деятельности лежало выполнение посильных дел, помощь взрослым в рыбной ловле, собирании и заготовлении на зиму орехов, грибов, ягод, ловле птиц, выпасе скота.
Дети стремились работать сообща, оказывать взаимную поддержку, сотрудничать: для рыбной ловли и походов в лес было необходимо несколько человек, поскольку одному осуществить подобное мероприятие было не под силу.
Кроме того, в коллективе сверстников было веселее и интереснее трудиться.
Состав подобных групп оставался неизменным и включал детей разного возраста, как правило, живущих рядом: в соседних домах, на одной улице.
Обязанности в группе были четко распределены без вмешательства взрослых, "добыча" делилась поровну,
вне зависимости от возраста и трудового вклада.
Интересные наблюдения были сделаны отечественным
тшографом Г.С.Виноградовым.
Он отмечал, что в приречных селениях мальчишки объединялись в детские рыболовные "артели".
Обязанности в подобных "артелях" были четко распределены.
Одни "загоняли" рыбу, другие удили, третьи собирали добычу,
"наживляли" червяка или насекомого.
Добычу всегда делили поровну.
Иногда отправлялись рыбачить на всю ночь, заранее копали червей.
Уходили на речку до утра; ночью грелись у костра.
Часто "рыбалка" совмещалась с пастьбой лошадей, коров, овец.
Подобные трудовые объединения были распространены и среди девочек.
Они занимались поливкой и полотьем в огородах, помогали "ходить за скотом", встречали его из "пасева”, выполняли обязанности нянек2 .
Участие ребенка в трудовой артели предполагало добросовестное 1С’м.
Антология педагогическом мысли Древней Руси и Русского государства X IV X V II вв.
М., 1985, с.61.
2См.: Виноградов Г.С.
Детский народный календарь / В кн.
Мудрость народная.
Жнчнь человека в русском фольклоре.
М..
1991.
с.556, 557.
143

[Back]