Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 102]

«наживляли» червяка или насекомого.
Добычу всегда делили поровну.
Иногда отправлялись рыбачить на всю ночь, заранее копали червей.
Уходили на речку до утра; ночью грелись у костра.
Часто «рыбалка» совмещалась с пастьбой лошадей, коров, овец.
Подобные трудовые объединения были распространены и среди девочек.
Они занимались поливкой и полотьем в огородах, помогали «ходить за скотом», встречали его из «пасева», выполняли обязанности нянек.
Участие ребенка в трудовой артели предполагало добросовестное
отношение к своим обязанностям: если ты ленишься, обманываешь, ловчишь, тебя больше не возьмут «в дело».
Руководителями таких детских трудовых объединений были ребята постарше или обладающие ярко выраженными организаторскими способностями, более опытные.
Средством
воспитания выступали детские игровые компании, объединения ровесников по месту жительства.
Они вместе проводили свободное время, организовывали летние и зимние забавы, колядовали на Рождество, «катали яйца» на Пасху.
В подобные компании старались принимать надежных, проверенных ребят.
В процессе труда, игр, совместного время препровождения дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом.
У них вырабатывался своеобразный фольклор, значительно отличавшийся от взрослого поэтического творчества, складывались свои обычаи и обряды, заключались договоры о вечной дружбе и взаимопомощи (братание, побратимство, посестрие).
Исследование Т.А.Бернштам показало, что в обрядах посестрия, кумовления более активными были девушки.
В женских встречах, собраниях, союзах царил дух согласия, дружбы, проявлялась состязательность, трудовая инициатива и взаимопомощь.
Аналогичную точку зрения высказывает Г.Н.
Волков, описывая агамство союз вечной дружбы, заключаемый между чувашскими девушками.
Объединения подростков и парней
по устойчивости дружеских связей не шли ни в какое сравнение с агамством[39, С.67].
[стр. 143]

обучение завершалось инициациями, которые показывали готовность юноши вступить в ранг зрелого мужчины1 .
Относительная самостоятельность детской среды проявлялась в возникновении чисто детских трудовых "артелей".
В основе их деятельности лежало выполнение посильных дел, помощь взрослым в рыбной ловле, собирании и заготовлении на зиму орехов, грибов, ягод, ловле птиц, выпасе скота.
Дети стремились работать сообща, оказывать взаимную поддержку, сотрудничать: для рыбной ловли и походов в лес было необходимо несколько человек, поскольку одному осуществить подобное мероприятие было не под силу.
Кроме того, в коллективе сверстников было веселее и интереснее трудиться.
Состав подобных групп оставался неизменным и включал детей разного возраста, как правило, живущих рядом: в соседних домах, на одной улице.
Обязанности в группе были четко распределены без вмешательства взрослых, "добыча" делилась поровну, вне зависимости от возраста и трудового вклада.
Интересные наблюдения были сделаны отечественным тшографом Г.С.Виноградовым.
Он отмечал, что в приречных селениях мальчишки объединялись в детские рыболовные "артели".
Обязанности в подобных "артелях" были четко распределены.
Одни "загоняли" рыбу, другие удили, третьи собирали добычу, "наживляли" червяка или насекомого.
Добычу всегда делили поровну.
Иногда отправлялись рыбачить на всю ночь, заранее копали червей.
Уходили на речку до утра; ночью грелись у костра.
Часто "рыбалка" совмещалась с пастьбой лошадей, коров, овец.
Подобные трудовые объединения были распространены и среди девочек.
Они занимались поливкой и полотьем в огородах, помогали "ходить за скотом", встречали его из "пасева”, выполняли обязанности нянек2 .
Участие ребенка в трудовой артели предполагало добросовестное
1С’м.
Антология педагогическом мысли Древней Руси и Русского государства X IV X V II вв.
М., 1985, с.61.
2См.: Виноградов Г.С.
Детский народный календарь / В кн.
Мудрость народная.
Жнчнь человека в русском фольклоре.
М..
1991.
с.556, 557.
143

[стр.,144]

отношение к своим обязанностям: если ты ленишься, обманываешь, ловчишь, тебя больше не возьмут "в дело'*.
Руководителями таких детских трудовых объединений были ребята постарше или обладающие ярко выраженными организаторскими способностями, более опытные.
Средством
социализации выступали детские игровые компании, объединения ровесников по месту жительства.
Они вместе проводили свободное время, организовывали летние и зимние забавы, колядовали на Рождество, "катали яйца" на Пасху.
В подобные компании старались принимать надежных, проверенных ребят.
В процессе труда, игр, совместного времяпрепровождения дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом.
У них вырабатывался своеобразный фольклор, значительно отличавшийся от взрослого поэтического творчества, складывались свои обычаи и обряды, заключались договоры о вечной дружбе и взаимопомощи (братание, побратимство, посестрие).
Исследование Т.А.Бернштам показало, что в обрядах посестрия, кумовления более активными были девушки.
В женских встречах, собраниях, союзах царил дух согласия, дружбы, проявлялась состязательность, трудовая инициатива и взаимопомощь1 .
Аналогичную точку зрения высказывает Г.Н.Волков, описывая агамство союз вечной дружбы, заключаемый между чувашскими девушками.
Объединения подростков и парней
гю устойчивости дружеских связей не шли ни в какое сравнение с агамством2 .
Анализ и сравнение произведений устного народного творчества показывает закономерность возникновения детской воспитательной среды в так называемых коллективистских культурах, к которым относятся большинство народов, населяющих Россию, включая и Северный Кавказ.
Средством поэтапного включения подрастающего поколения в мир 1См..
Ьернштам Т.Д.
Молодежь и обрядовой жиши русской общины X IX начала X X в М , 1988, с.91.96.
2См.: Волков Г.П.
Эпюпедагогика.
Чебоксары, 1974, с.248-249.
144

[Back]