Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 103]

Анализ и сравнение произведений устного народного творчества показывает закономерность возникновения детской воспитательной среды в так называемых коллективистских культурах, к которым относятся большинство народов, населяющих Россию, включая и Северный Кавказ.
Средством поэтапного включения подрастающего поколения в мир
взрослых было ремесленное ученичество.
Способы
воспитания и интеграции в труде в семьях ремесленников отличались от форм вовлечения в жизнь общества, принятых в крестьянской среде.
Дети ремесленников включались в производственную деятельность рано.
Мастерство осваивалось через систему ученичества и только по ступеням.
Так, в оружейных мастерских были приняты следующие этапы овладения мастерством:
«чищелышк» оружия, «поделыцик», затем «ложный», «ствольный», «замочный» и т.д.
подмастерья, далее мастер, старший мастер, оружейный
«дозорщик» и «приемщик».
Звание подмастерья и мастера присваивалось ученикам по рекомендации учителя и после испытания.
В женских артелях, занимавшихся кружевоплетением, росписью, вышивкой, всегда набирали подгруппы девочек.
После усвоения первичных навыков ремесла девочки переходили в подгруппу девушек.
Поэтапное овладение
производственными профессиями, переход из одной социальной группы в другую (мастер, подмастерье) характерны для всех народных промыслов Руси и отражают не столько разделение труда, сколько последовательность изучения секретов мастерства.
Овладение культурными ценностями в
воспитательном плане осуществлялось в процессе нравственной деятельности.
Родители весьма строго следили за тем, чтобы поведение детей не выходило за рамки общепринятых норм.
Созданная народом система контроля за поведением детей, базировалась
на понятиях чести, совести, коллективизма, бережного, хозяйственного отношения к природе.
Следование нормам нравственного поведения, принятым в социуме, являлось важнейшим этапом интеграции личности в общество[100,
[стр. 144]

отношение к своим обязанностям: если ты ленишься, обманываешь, ловчишь, тебя больше не возьмут "в дело'*.
Руководителями таких детских трудовых объединений были ребята постарше или обладающие ярко выраженными организаторскими способностями, более опытные.
Средством социализации выступали детские игровые компании, объединения ровесников по месту жительства.
Они вместе проводили свободное время, организовывали летние и зимние забавы, колядовали на Рождество, "катали яйца" на Пасху.
В подобные компании старались принимать надежных, проверенных ребят.
В процессе труда, игр, совместного времяпрепровождения дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом.
У них вырабатывался своеобразный фольклор, значительно отличавшийся от взрослого поэтического творчества, складывались свои обычаи и обряды, заключались договоры о вечной дружбе и взаимопомощи (братание, побратимство, посестрие).
Исследование Т.А.Бернштам показало, что в обрядах посестрия, кумовления более активными были девушки.
В женских встречах, собраниях, союзах царил дух согласия, дружбы, проявлялась состязательность, трудовая инициатива и взаимопомощь1 .
Аналогичную точку зрения высказывает Г.Н.Волков, описывая агамство союз вечной дружбы, заключаемый между чувашскими девушками.
Объединения подростков и парней гю устойчивости дружеских связей не шли ни в какое сравнение с агамством2 .
Анализ и сравнение произведений устного народного творчества показывает закономерность возникновения детской воспитательной среды в так называемых коллективистских культурах, к которым относятся большинство народов, населяющих Россию, включая и Северный Кавказ.
Средством поэтапного включения подрастающего поколения в мир
1См..
Ьернштам Т.Д.
Молодежь и обрядовой жиши русской общины X IX начала X X в М , 1988, с.91.96.
2См.: Волков Г.П.
Эпюпедагогика.
Чебоксары, 1974, с.248-249.
144

[стр.,145]

»'»рослых было ремесленное ученичество.
Способы
социализации в труде в семьях ремесленников отличались от форм вовлечения в жизнь общества, принятых в крестьянской среде.
Дети ремесленников включались в производственную деятельность рано.
Мастерство осваивалось через систему ученичества и только по ступеням.
Так, в оружейных мастерских были приняты следующие этапы овладения мастерством:
"чшцельник" оружия, '’модельщик1 ', затем "ложный", “ствольный", "замочный" и т.
д.
подмастерья, далее мастер, старший мастер, оружейный
“дозорщик" и “приемщик".
Звание подмастерья и мастера присваивалось ученикам по рекомендации учителя и после испытания1 .
В женских артелях, занимавшихся кружевоплетением, росписью, вышивкой, всегда набирали подгруппы девочек.
После усвоения первичных навыков ремесла девочки переходили в подгруппу девушек.
Поэтапное овладение
произволе! венными профессиями, переход из одной социальной группы в другую (мастер, подмастерье) характерны дли всех народных промыслов Руси и отражают не столько разделение труда, сколько последовательность изучения секретов мастерства.
Овладение культурными ценностями в
плане социализации осуществлялось в процессе нравственной деятельности.
Родители весьма строго следили за тем, чтобы поведение детей не выходило за рамки общепринятых норм.
Созданная народом система контроля за поведением детей базировалась
па понятиях чести, совести, коллективизма, бережного, хозяйственного отношения к природе.
Следование нормам нравственного поведения, принятым в социуме, являлось важнейшим этапом интеграции личности в общество.

11оиятие чести у крестьян непременно соединялось с осознанием честного выполнения своего долга в труде, взятых на себя обязанностей.
Оно включало в себя правдивость и исключало способность наносить 145 *См.: Очерки русской культуры X V II века, 1979, с.266, 267.

[Back]