Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 106]

Подбирая материал, сказители показывали детям, что наиболее ценно и что недопустимо в общине, семье, трудовом коллективе.
Любимым фольклорным жанром была былина.
Раскрывая духовный мир богатыря, былины повествовали о его подвигах,
оценивали деяния героя с позиции общества, нравственных ценностей.
Богатый материал об особенностях взаимоотношения индивида и социума предоставляют пословицы и поговорки.
В них культивируются чувства родного дома: «Всякому мила своя сторона»; «Где кто родился, там и пригодился»; важность соблюдения обычаев и традиций труда, гостеприимства, праздничного общения:
«Безобычному человеку с людьми не жить»; «Встречай гостя не с лестью, а с честыо»; «Делу время, потехе —час» [51, С.76].
В пословицах и поговорках прослеживается мысль о том, что способности и черты характера человека не всегда являются врожденными,
а приобретаются в определенных социальных условиях и под влиянием целенаправленного воздействия.
Признание народной педагогикой
роли социального фактора в воспитании показывает, какое значение в формировании личности труженика имела социальная среда.
Существенное влияние на содержание, средства и методы социализации
личности оказывали требования властей.
Вхождение в гражданское общество предусматривало воспитание у детей всех сословий верности царю, отечеству, православию.
Государству в
этом помогала церковь, которую следует рассматривать как фактор социализации подрастающего поколения.
Непременным свойством человека, отвечавшего нравственному идеалу подавляющего большинства тружеников, являлась вера.
Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде
христианское представление о том, что труд благословлен Богом.
Общество и церковь налагали определенные обязанности на прихожан: аккуратное посещение церкви, соблюдение постов и обрядов, хождение на богомолье, выполнение
[стр. 148]

Подбирая дидактический материал, сказители показывали детям, что наиболее ценно и что недопустимо в общине, семье, трудовом коллективе.
Любимым фольклорным жанром была былина.
Раскрывая духовный мир богатыря, былины повествовалиоего подвигах,
былины оценивали деяния героя с позиции общества, его потребностей, запросов, нравственных ценностей.
Богатый материал об особенностях взаимоотношения индивида и социума предоставляют пословицы и поговорки.
В них культивируются чувства родного дома: "Всякому мила своя сторона"; "Где кто родился, там и пригодился"; важность соблюдения обычаев и традиций труда, гостеприимства, праздничного общения:
’Ъезобычному человеку с людьми не жить"; "Встречай гостя не с лестыо, а с честью"; "Делу время, потехе час"'.
В пословицах и поговорках прослеживается мысль о том, что способности и черты характера человека не всегда являются врожденными,
и передаются по наследству, а приобретаются им в определенных социальных условиях и под влиянием целенаправленного воздействия.
Признание народной педагогикой
социального фактора показывает, какую важную роль в формировании личности труженика играла социальная среда.
Существенное влияние на содержание, средства и методы социализации
оказывали требования властей.
Вхождение в гражданское общество предусматривало воспитание у детей всех сословий верности царю, отечеству, православию.
Государству, властям
в этом помогала церковь, которую также следует рассматривать как фактор социализации подрастающего поколения.
Непременным свойством человека, отвечавшего нравственному идеалу подавляющего большинства тружеников, являлась вера.
Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде
1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Cocí*.
Ю.Г.
Круглов.
М., 1990, с.
113.
248,219.
148

[стр.,149]

христианское представление о том, что труд благословлен Богом.
Общество и церковь налагали определенные обязанности на прихожан: аккуратное посещение церкви, соблюдение постов и обрядов, хождение на богомолье, выполнение
нравственных норм в целом.
Церковь выработала целую систему канонов, соблюдать которую необходимо было с рождения.
Эго, по мнению общественности, способствовало выработке гражданской позиции воспитанника.
За правильностью исполнения детьми обязанностей прихожан следили семья и община.
Ежедневная молитва, посещение воскресных проповедей, участие в коллективной помощи, благословение на добрые дела, соблюдение постов вся эта система представлений и норм поведения имела большое значение для развития внутренней, нравственной дисциплины, для совершенствования силы воли, умения ограничивать себя, контролировать мысли и поступки, соблюдать запреты.
Дети тружеников с ранних лет приучались понимать, что не все, что хочется, дозволено.
В качестве средства социализации личности народная педагогика использовала трудовые семейные династии.
Как показывают исследования К.1>.Семенова, с помощью этого средства осуществлялась преемственность поколений, укреплялись внутрисемейные связи, совершенствовались секреты мастерства, способы обработки материалов1 .
О роли трудовых семейных династий в формировании личности свидетельствуют произведения народного творчества.
Так, в характеристике сказочных героев обязательно говорится, кем был отец героя, каким ремеслом владел: Иван крестьянский сын, Никита сын кожемяки, Иван купеческий сын, Иван-царевич и т.
д.
Уточнение социального статуса героя дополнительная характеристика его личностных, трудовых качеств, воплощение народных взглядов на идеал воспитания и суммарная совокупность требований, предъявляемых обществом к представителям различных слоев.
Исследования показывают, что трудовая преемственность была сильно развита у русских.
Профессия 149 1( ‘м.: Семенов К.Б.
Этпопедагогика горской семьи: история, теория, практика.
Майкоп, 2000

[Back]