Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 108]

передавались из поколения в поколение.
Развитие ремесла и возникновение ремесленных трудовых династий
обусловливалось стремлением крестьян найти дополнительный заработок, уберечь семью от голода в неурожайный год, а также с пользой и удовольствием провести долгие зимние вечера.
В селах и деревнях занимались лыкодерством, смолокурением, плетением из бересты, лозы, резьбой по дереву, кости, камню, ковроткачеством, вышивкой, плетением кружев, гончарным делом.
Крестьяне промышляли только в свободное от работы время, т.
е.
оставались по основному своему занятию землепашцами.
С первых весенних дней все необходимые для промысла приспособления и инструменты убирались до Покрова (1 октября)
[14, С.78].
Широкие возможности для проявления талантов открывала художественная стихия устного народного творчества.
Крестьянские династии,
творчески владевшие каким-либо видом фольклора, пользовались уважением в своей среде.
Известный исполнитель былевого эпоса
Т.Г.
Рябинин передал свое мастерство своему сыну Ивану и пасынку последнего И.Г.
АндреевуРябинину.
Исполнители былин из семьи Рябининых известны и в наши дни.
Среди крестьянских сказителей женщины были редкостью.
Их уделом были причитания, плачи, песни.
Мастерство исполнения, содержание передавались от матери к
дочери.
Известны семейные династии «воплениц» и «плачей»: Захаровы, Федосовы, Осетровы.
Умение петь считалось обязательным в крестьянской среде, но профессиональную подготовку получали очень немногие.
Большинство оставалось в своей деревне, занималось
крестьянским делом, даря плоды своего таланта односельчанам.
Художественно-промысловой деятельностью занимались целыми деревнями.
Дети крестьян с 6-7-летнего возраста включались в работу.
Так, на Вологодчине умение выводить узоры посредством плетения передавалось из поколения в поколение.
Традиционным
кружевоплетением занимались совсем маленькие девочки.
Подражая матерям, постепенно приучались к плетению
108
[стр. 150]

отца, его знания и трудовые навыки должны быть переданы детям.
Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: "Сын рыбака в воду глядит"; "Отец за дудку, а сын за гудок” Ч Большая часть населения России занималась крестьянским трудом.
Земледелие и животноводство были основными занятиями русского народа и передавались из поколения в поколение.
Развитие ремесла и возникновение ремесленных трудовых династий
обуславливалось стремлением крестьян найти дополнительный заработок, уберечь семью от голода в неурожайный год, а также с пользой и удовольствием провести долгие зимние вечера.
В селах и деревнях занимались лыкодерством, смолокурением, плетением из бересты, лозы, резьбой по дереву, кости, камню, ковроткачеством, вышивкой, плетением кружев, гончарным делом.
Крестьяне промышляли только в свободное от работы время, т.
е.
оставались по основному своему занятию землепашцами.
С первых весенних дней все необходимые для промысла приспособления и инструменты убирались до Покрова (1 октября).

Широкие возможности для проявления талантов открывала художественная стихия устного народного творчества.
Крестьянские династии,
особенно хорошо, творчески владевшие каким-либо видом фольклора, пользовались уважением в своей среде.
Известный исполнитель былевого эпоса
Трофим Григорьевич Рябинин передал свое мастерство своему сыну Ивану и пасынку последнего И.Г.Андрееву-Рябинину.
Исполнители былин из семьи Рябининых известны и в наши дни.
Среди крестьянских сказителей женщины были редкостью.
Их уделом были причитания, плачи, песни.
Мастерство исполнения, содержание передавались от матери к
дочке.
Известны семейные династии "воплениц" и "плачей": Захаровы, Федосовы, Осетровы.
Умение петь считалось обязательным в крестьянской среде, но профессиональную подготовку получали очень немногие.
Большинство оставалось в своей деревне, занималось
150 1См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М ., 1997, с.
105, 106.


[стр.,151]

крестьянским делом, даря плоды своего таланта односельчанам.
Художественно-промысловой деятельностью занимались целыми деревнями.
Дети крестьян с 6-7-летнего возраста включались в работу.
Так, на Вологодчине умение выводить узоры посредством плетения передавалось из поколения в поколение.
Традиционным
кружеволлетением занимались совсем маленькие девочки.
Подражая матерям, постепенно приучались к плетению
узоров.
Твердо заучив основные приемы работы, девочки начинали импровизировать.
Замечательной особенностьюдеревенских мастеров и мастериц было то, что они работали совершенно свободно, без заранее приготовленного рисунка, наоборот, подражание, копирование в деревне считалось дурным вкусом, делом, недостойным мастера.
При таком подходе к творчеству мальчики и девочки с ранних лет были нацелены на самосовершенствование, саморазвитие, активность и инициативу, стремились превзойти сверстников, родителей, учителей в своем мастерстве.
Дух соревнования, соперничества, творческого сотрудничества был отличительной особенностью многих семейных династий.
Приемы владения техникой, материалом передавались по наследству и, распространяясь в той или иной местности, шлифовались в практической деятельности людей.
Отрабатывались рациональные приемы.
Наглядным подтверждением сказанного являются семейные династии, сложившиеся в итоге деятельности всемирно знаменитых центров иконописания селений Палех, Холуй и Мстера.
Среди них семьи Вакуровых (крепостные И.С.Батурлина), Салапиных, Шелухиных и др.
Поддерживая верность традициям мастерства, иконописцы передавали свои секреты одному-двум наиболее способным сыновьям, с детства нацеливая их на этот вид деятельности.
Таким образом, семейные династии в известной мере представляли собой сословия группу лиц, объединенных профессиональными интересами.
Однако династийность сословного плана на Руси не была массовым движением.
Она получила распространение преимущественно в районах России, свободных от 151

[Back]