узоров. Твердо заучив основные приемы работы, девочки начинали импровизировать. Замечательной особенностью деревенских мастеров и мастериц было то, что они работали совершенно свободно, без заранее приготовленного рисунка, наоборот, подражание, копирование в деревне считалось дурным вкусом, делом, недостойным мастера. При таком подходе к творчеству мальчики и девочки с ранних лет были нацелены на самосовершенствование, саморазвитие, активность и инициативу, стремились превзойти сверстников, родителей, учителей в своем мастерстве. Дух соревнования, соперничества, творческого сотрудничества был отличительной особенностью многих семейных династий. Приемы владения техникой, материалом передавались по наследству и, распространяясь в той или иной местности, шлифовались в практической деятельности людей. Отрабатывались рациональные приемы. Наглядным подтверждением сказанного являются семейные династии, сложившиеся в итоге деятельности всемирно знаменитых центров иконописания селений Палех, Холуй и Мстера. Среди них семьи Вакуровых (крепостные И.С.Батурлина), Салапиных, Шелухиных и др. Поддерживая верность традициям мастерства, иконописцы передавали свои секреты одному-двум наиболее способным сыновьям, с детства нацеливая их на этот вид деятельности. Таким образом, семейные династии в известной мере представляли собой сословия группу лиц, объединенных профессиональными интересами. Однако династийность сословного плана на Руси не была массовым движением. Она получила распространение преимущественно в районах России, свободных от крепостного права. Собственность помещика на землю, труд, личную свободу мешала развитию творческой индивидуальности, предопределяла права и обязанности, изначально данные государством каждому социальному слою[7, С.98]. Проведенный нами анализ устного народного поэтического творчества, исторических и этнографических материалов показывает, что дети были 109 |
крестьянским делом, даря плоды своего таланта односельчанам. Художественно-промысловой деятельностью занимались целыми деревнями. Дети крестьян с 6-7-летнего возраста включались в работу. Так, на Вологодчине умение выводить узоры посредством плетения передавалось из поколения в поколение. Традиционным кружеволлетением занимались совсем маленькие девочки. Подражая матерям, постепенно приучались к плетению узоров. Твердо заучив основные приемы работы, девочки начинали импровизировать. Замечательной особенностьюдеревенских мастеров и мастериц было то, что они работали совершенно свободно, без заранее приготовленного рисунка, наоборот, подражание, копирование в деревне считалось дурным вкусом, делом, недостойным мастера. При таком подходе к творчеству мальчики и девочки с ранних лет были нацелены на самосовершенствование, саморазвитие, активность и инициативу, стремились превзойти сверстников, родителей, учителей в своем мастерстве. Дух соревнования, соперничества, творческого сотрудничества был отличительной особенностью многих семейных династий. Приемы владения техникой, материалом передавались по наследству и, распространяясь в той или иной местности, шлифовались в практической деятельности людей. Отрабатывались рациональные приемы. Наглядным подтверждением сказанного являются семейные династии, сложившиеся в итоге деятельности всемирно знаменитых центров иконописания селений Палех, Холуй и Мстера. Среди них семьи Вакуровых (крепостные И.С.Батурлина), Салапиных, Шелухиных и др. Поддерживая верность традициям мастерства, иконописцы передавали свои секреты одному-двум наиболее способным сыновьям, с детства нацеливая их на этот вид деятельности. Таким образом, семейные династии в известной мере представляли собой сословия группу лиц, объединенных профессиональными интересами. Однако династийность сословного плана на Руси не была массовым движением. Она получила распространение преимущественно в районах России, свободных от 151 крепостного права. Собственность помещика на землю, труд, личную свободу мешала развитию творческой индивидуальности, предопределяла права и обязанности, изначально данные государством каждому социальному слою. Проведенный нами анализ устного народного поэтического творчества, исторических и этнографических материалов ‘ показывает, что дети были активными свидетелями и участниками всех праздников. Ни одна свадьба, ни один обряд не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действие вместе со взрослыми. У детей не было своих, особых праздников, но они всегда были в общей праздничной массе вместе с односельчанами. Это благотворно влияло на развитие и воспитание детей, способствовало их самоопределению в мире. Народ осознавал, что массовость, красочность, эмоциональность праздников, общение между детьми и взрослыми, юношами и девушками давали много впечатлений, стимулировали саморазвитие и самовоспитание. Интересные и ценные наблюдения были сделаны этнографом М.М.Громыко. Она отметила, что культура праздника русских крестьян впитала в себя многое от каждого этапа развития общества и являла собой единство сложных религиозных и этических представлений, обрядов и норм, устного, музыкального, драматического, хореографического, художественного творчества. Это свидетельствовало о том, что у крестьян праздничная культура по своим богатству, яркости, всеобщности и роли в развитии общественного сознания занимала одно из ведущих мест. Именно труженики ценили время праздничного досуга, его воспитательное значение для подрастающего поколения1 . Важное значение для социализации личности в труде имел тот факт, что большинство праздников на Руси имело ярко выраженную аграрную направленность и было посвящено знаменательным событиям в трудовой 152 1См.: Громыко М .М . Мир русской деревни. М ., 1991,с.218. |