активными свидетелями и участниками всех праздников. Ни одна свадьба, ни один обряд не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действие вместе со взрослыми. У детей не было своих, особых праздников, но они всегда были в общей праздничной массе вместе с односельчанами. Это благотворно влияло на их развитие, самоопределение. Народ осознавал, что массовость, красочность, эмоциональность праздников, общение детей со взрослыми, юношей и девушек давало много впечатлений, стимулировало саморазвитие и самовоспитание. Интересные и ценные наблюдения были сделаны этнографом М.М.Громыко. Она отметила, что культура праздника русских крестьян впитала в себя многое от каждого этапа развития общества и являла собой единство сложных религиозных и этических представлений, обрядов и норм, устного, музыкального, драматического, хореографического, художественного творчества. Это свидетельствовало о том, что у крестьян праздничная культура по своему богатству, яркости, всеобщности и роли в развитии общественного сознания занимала одно из ведущих мест. Именно труженики ценили время праздничного досуга, его воспитательное значение для подрастающего поколения[47, С.89]. Важное значение в воспитании личности в труде имел тот факт, что большинство праздников на Руси имело ярко выраженную аграрную направленность и было посвящено знаменательным событиям в трудовой жизни народа. Древние славяне делили год на 12 месяцев, и каждое название имело для землепашца свой собственный смысл. Березол март в районе южной Руси брали березовый сок. Цветень апрель цветение садов. Травень май луга покрываются травами. Червень июнь -краснеют черешни и вишни. Липец июль время цветения липы. Серпень август уборка урожая серпом. Вересень сентябрь цветение вереска. Листопад октябрь листья опадают с деревьев. Грудень ноябрь на полях образуются «груды» мерзлые комья земли. Студень декабрь месяц стужи. Сечень январь лучшее время для 110 |
крепостного права. Собственность помещика на землю, труд, личную свободу мешала развитию творческой индивидуальности, предопределяла права и обязанности, изначально данные государством каждому социальному слою. Проведенный нами анализ устного народного поэтического творчества, исторических и этнографических материалов ‘ показывает, что дети были активными свидетелями и участниками всех праздников. Ни одна свадьба, ни один обряд не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действие вместе со взрослыми. У детей не было своих, особых праздников, но они всегда были в общей праздничной массе вместе с односельчанами. Это благотворно влияло на развитие и воспитание детей, способствовало их самоопределению в мире. Народ осознавал, что массовость, красочность, эмоциональность праздников, общение между детьми и взрослыми, юношами и девушками давали много впечатлений, стимулировали саморазвитие и самовоспитание. Интересные и ценные наблюдения были сделаны этнографом М.М.Громыко. Она отметила, что культура праздника русских крестьян впитала в себя многое от каждого этапа развития общества и являла собой единство сложных религиозных и этических представлений, обрядов и норм, устного, музыкального, драматического, хореографического, художественного творчества. Это свидетельствовало о том, что у крестьян праздничная культура по своим богатству, яркости, всеобщности и роли в развитии общественного сознания занимала одно из ведущих мест. Именно труженики ценили время праздничного досуга, его воспитательное значение для подрастающего поколения1 . Важное значение для социализации личности в труде имел тот факт, что большинство праздников на Руси имело ярко выраженную аграрную направленность и было посвящено знаменательным событиям в трудовой 152 1См.: Громыко М .М . Мир русской деревни. М ., 1991,с.218. жизни народа. Древние славяне делили год на 12 месяцев, и каждое название имело для землепашца свой собственный смысл., Березол март в районе южной Руси брали березовый сок. Цветень апрель цветение садов. Травень майлуга покрываются травами. Червень июнь краснеют черешни и вишни. Липец июль время цветения липы. Серпень август уборка урожая серпом. Вересень сентябрь цветение вереска. Листопад октябрь -листья опадают с деревьев. Грудень -ноябрь на полях образуются "груды" мерзлые комья земли. Студень декабрь месяц стужи. Сечень январь лучшее время для вырубки леса. Лютень февраль лютые холода. Эти названия сохранились в современных украинском и белорусском языках. А когда-то они были общими для всех славян, и Новый год начинался в ту эпоху в марте. С середины X IV века до 1700 года Новый год встречали в сентябре. И как раз на I сентября выпадал день Симеона Столпника, поэтому с ним было связано много разных начинаний или, наоборот, окончаний дел. Например, это был срок для взноса оброков, пошлин, податей. С этого же дня начинались и заканчивались условия договоров, которые заключали между собой поселяне и торговые люди. С введением христианства летоисчисление на Руси стало вестись от сотворения мира. И только Петр I привел летоисчисление к европейскому стандарту. По его указу, 1700 год начался I января1 . Зимний период в жизни русского народа был связан с празднованием Рождества, Нового года. Эти праздники сопровождались посиделками, гуляниями и ритуальными обрядами, в которых принимала участие молодежь и дети. Чувствуя себя полноправными хозяевами народных гуляний, молодые люди организовывали собственные посиделки беседы. Таковыми были, например, традиционные Кузьминки, отмечавшиеся в честь святых Косьмы и Домиана. Святые считались покровителями ремесел, особенно кузнечного дела и женского рукоделия. Задолго до праздника 153 1См.: Энциклопедия российских праздников. СПб., 1997, с. 12, 13. |