Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 111]

Ill вырубки леса.
Лютень февраль лютые холода.
Эти названия сохранились в современных украинском и белорусском языках.
А когда-то они были общими для всех славян, и Новый год начинался в ту эпоху в марте.
С середины XIV века до 1700 года Новый год встречали в сентябре.
И как раз на
1 сентября выпадал день Симеона Столпника, поэтому с ним было связано много разных начинаний или, наоборот, окончаний дел.
Например, это был срок для взноса оброков, пошлин, податей.
С этого же дня начинались и заканчивались условия договоров, которые заключали между собой поселяне и торговые люди.
С введением христианства летоисчисление на Руси стало вестись от сотворения мира.
И только Петр I привел летоисчисление к европейскому стандарту.
По его указу, 1700 год начался
1 января[14, С.98].
Зимний период в жизни русского народа был связан с празднованием Рождества, Нового года.
Эти праздники сопровождались посиделками, гуляниями и ритуальными обрядами, в которых принимала участие молодежь и дети.
Чувствуя себя полноправными хозяевами народных гуляний, молодые люди организовывали собственные посиделки беседы.
Таковыми были, например, традиционные Кузьминки, отмечавшиеся в честь святых Косьмы и Домиана.
Святые считались покровителями ремесел, особенно кузнечного дела и женского рукоделия.
Задолго до праздника
молодые люди начинали готовиться: собирали продукты для общего стола, договаривались, у кого в доме будет проходить гуляние, придумывали забавы и развлечения.
Общение молодых связывалось с некоторыми видами трудовой деятельности прядением, вязанием, вышиванием, плетением, изготовлением предметов народных промыслов, подарков.
Молодежь не ограничивалась только угощением.

Непременно звучали песни, разыгрывались так называемые «поцелуйные игры», водились хороводы.
Посиделки устраивались особенно часто перед Рождеством.
Святками и были связаны с колядованием и гаданием.
Обрядовые действия носили
[стр. 153]

жизни народа.
Древние славяне делили год на 12 месяцев, и каждое название имело для землепашца свой собственный смысл., Березол март в районе южной Руси брали березовый сок.
Цветень апрель цветение садов.
Травень майлуга покрываются травами.
Червень июнь краснеют черешни и вишни.
Липец июль время цветения липы.
Серпень август уборка урожая серпом.
Вересень сентябрь цветение вереска.
Листопад октябрь -листья опадают с деревьев.
Грудень -ноябрь на полях образуются "груды" мерзлые комья земли.
Студень декабрь месяц стужи.
Сечень январь лучшее время для вырубки леса.
Лютень февраль лютые холода.
Эти названия сохранились в современных украинском и белорусском языках.
А когда-то они были общими для всех славян, и Новый год начинался в ту эпоху в марте.
С середины X IV века до 1700 года Новый год встречали в сентябре.
И как раз на
I сентября выпадал день Симеона Столпника, поэтому с ним было связано много разных начинаний или, наоборот, окончаний дел.
Например, это был срок для взноса оброков, пошлин, податей.
С этого же дня начинались и заканчивались условия договоров, которые заключали между собой поселяне и торговые люди.
С введением христианства летоисчисление на Руси стало вестись от сотворения мира.
И только Петр I привел летоисчисление к европейскому стандарту.
По его указу, 1700 год начался
I января1 .
Зимний период в жизни русского народа был связан с празднованием Рождества, Нового года.
Эти праздники сопровождались посиделками, гуляниями и ритуальными обрядами, в которых принимала участие молодежь и дети.
Чувствуя себя полноправными хозяевами народных гуляний, молодые люди организовывали собственные посиделки беседы.
Таковыми были, например, традиционные Кузьминки, отмечавшиеся в честь святых Косьмы и Домиана.
Святые считались покровителями ремесел, особенно кузнечного дела и женского рукоделия.
Задолго до праздника
153 1См.: Энциклопедия российских праздников.
СПб., 1997, с.
12, 13.


[стр.,154]

молодые люди начинали готовиться: собирали продукты для общего стола, договаривались, у кого в доме будет проходить гуляние, придумывали забавы и развлечения.
Общение молодых связывалось с некоторыми видами трудовой деятельности прядением, вязанием, вышиванием, плетением, изготовлением предметов народных промыслов, подарков.
Молодежь не ограничивалась только угощением
и трудом.
Непременно звучали песни, разыгрывались так называемые "поцелуйные игры", водились хороводы.
Посиделки устраивались особенно часто перед Рождеством, Святками и были связаны с колядованием и гаданием.
Обрядовые действия носили
магический, заклинательный характер.
Подблюдное гадание начиналось с исполнения "славы" хлебу, которое призывало достаток и благополучие в дом.
Далее под звуки песни из накрытого полотенцем блюда с водой доставались предметы, принадлежавшие участникам посиделок.
Смысл исполняемой песни относился к тому из присутствующих, чья вещь в этот момент вынималась.
В подблюдных песнях иносказательно предсказывалось благополучие, богатство, любовь или неудачи, бедность, долгое девичество1 .
Широкое распространение в народе получили предсказания будущего урожая по явлениям природы.
Так, считалось, что если на Новый год небо звездное, то будет урожай.
Крестьяне Тамбовской губернии замечали, что если поутру в Новый год на деревьях иней, то год будет хлебородный, а если нет голодный2 .
Молодежь участвовала во всех народных гуляниях, воспитательное значение которых включало передачу социальных норм и ценностей, на основе которых формировались общественно важные черты личности.
Особое внимание в процессе социализации уделялось развитию таких качеств, как трудолюбие, уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к природе.
Наиболее ярко эту тенденцию русской народной педагогики иллюстрируют весенне-летние праздники, посвященные 1См.: Русское народное поэтическое творчество.
Под ред.
Н.И.Кравцова.
М., 1971, с.40.
2См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.546.
154

[Back]