Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 112]

магический, заклинательный характер.
Подблюдное гадание начиналось с исполнения «славы» хлебу, которое призывало достаток и благополучие в дом.
Далее под звуки песни из накрытого полотенцем блюда с водой доставались предметы, принадлежавшие участникам посиделок.
Смысл исполняемой песни относился к тому из присутствующих, чья вещь в этот момент вынималась.
В подблюдных песнях иносказательно предсказывалось благополучие, богатство, любовь или неудачи, бедность, долгое девичество.

Молодежь участвовала во всех народных гуляниях, воспитательное значение которых
заключалось в передаче ей социальных норм и ценностей.
Особое внимание в процессе социализации уделялось развитию таких качеств, как трудолюбие, уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к природе.
Наиболее ярко эту тенденцию русской народной педагогики иллюстрируют весенне-летние праздники, посвященные
проводам зимы, посеву и сбору первого урожая.
Любимым праздником русских была Масленица, которая отмечалась еще в языческой Руси, правда имела другое название.
Славяне воздавали честь богу плодородия и скотоводства Велесу.
После принятия христианства праздник сохранили.
Однако до сих пор его считают народным, а не праздником Христианской Церкви.
Символом праздника было Солнце, поэтому традиционным угощением являлись блины, оладьи, пряженцы.
У каждой хозяйки был собственный, потаенный рецепт приготовления блинов.
Первый блин на Масленице не съедали он был за упокой для душ родительских.
Его оставляли на окошке или отдавали нищим.
Традиционным масленичным развлечением было катание с гор.
В народе примечали: у тех, кто дальше скатывался, в семье вырастал самый хороший лен.
Масленица по праву считалась не только народным, но и семейным праздником.
Она символизировала собой победу добра над злом (весна приходит на смену зиме), любви (особый почет оказывался молодоженам),
112
[стр. 154]

молодые люди начинали готовиться: собирали продукты для общего стола, договаривались, у кого в доме будет проходить гуляние, придумывали забавы и развлечения.
Общение молодых связывалось с некоторыми видами трудовой деятельности прядением, вязанием, вышиванием, плетением, изготовлением предметов народных промыслов, подарков.
Молодежь не ограничивалась только угощением и трудом.
Непременно звучали песни, разыгрывались так называемые "поцелуйные игры", водились хороводы.
Посиделки устраивались особенно часто перед Рождеством, Святками и были связаны с колядованием и гаданием.
Обрядовые действия носили магический, заклинательный характер.
Подблюдное гадание начиналось с исполнения "славы" хлебу, которое призывало достаток и благополучие в дом.
Далее под звуки песни из накрытого полотенцем блюда с водой доставались предметы, принадлежавшие участникам посиделок.
Смысл исполняемой песни относился к тому из присутствующих, чья вещь в этот момент вынималась.
В подблюдных песнях иносказательно предсказывалось благополучие, богатство, любовь или неудачи, бедность, долгое девичество1 .

Широкое распространение в народе получили предсказания будущего урожая по явлениям природы.
Так, считалось, что если на Новый год небо звездное, то будет урожай.
Крестьяне Тамбовской губернии замечали, что если поутру в Новый год на деревьях иней, то год будет хлебородный, а если нет голодный2 .
Молодежь участвовала во всех народных гуляниях, воспитательное значение которых
включало передачу социальных норм и ценностей, на основе которых формировались общественно важные черты личности.
Особое внимание в процессе социализации уделялось развитию таких качеств, как трудолюбие, уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к природе.
Наиболее ярко эту тенденцию русской народной педагогики иллюстрируют весенне-летние праздники, посвященные
1См.: Русское народное поэтическое творчество.
Под ред.
Н.И.Кравцова.
М., 1971, с.40.
2См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.546.
154

[стр.,155]

проводам зимы, посеву и сбору первого урожая.
Любимым праздником русских была Масленица, которая отмечалась еще в языческой Руси, правда имела другое название.
Славяне воздавали честь богу плодородия и скотоводства Велесу.
После принятия христианства праздник сохранили.
Однако до сих пор его считают народным, а не праздником Христианской Церкви.
Символом праздника было Солнце, поэтому традиционным угощением являлись блины, оладьи, пряженцы.
У каждой хозяйки был собственный, потаенный рецепт приготовления блинов.
Первый блин на Масленице не съедали он был за упокой для душ родительских.
Его оставляли на окошке или отдавали нищим.
Традиционным масленичным развлечением было катание с гор.
В народе примечали: у тех, кто дальше скатывался, в семье вырастал самый хороший лен.
Масленица по праву считалась не только народным, но и семейным праздником.
Она символизировала собой победу добра над злом (весна приходит на смену зиме), любви (особый почет оказывался молодоженам),
преемственность поколений, почет и уважение к старшим членам семьи, предкам.
Это оказывало благотворное воспитательное воздействие на детей, способствовало развитию у них чувства родного дома, уважения к традициям, патриотизма.
Помимо позитивного, праздники и народные гуляния оказывали и негативное влияние на трудовое воспитание и социализацию подрастающего поколения.
Сопровождаемые пьянками, драками, блудом, они надолго отрывали народ от нормальной трудовой жизни, подрывали физическое здоровье нации, служили плохим примером для детей.
Большое внимание уделялось выработке у молодежи гостеприимства.
Обычай радушного и хлебосольного приема гостей был на Руси в большом почете.
Историк Н.М.Карамзин, описывая жизненный уклад древних славян, отмечал, что всякий путешественник был для народа священным, он встречался с "ласкою1 1 и "радостию".
Хозяин нес ответственность за 155

[Back]