Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 113]

преемственность поколений, почет и уважение к старшим членам семьи, предкам.
Это оказывало благотворное воспитательное воздействие на детей, способствовало развитию у них чувства родного дома, уважения к традициям, патриотизма[
105, С.318].
Однако, праздники и народные гуляния оказывали и негативное влияние на трудовое воспитание и социализацию подрастающего поколения.
Сопровождаемые пьянками, драками, блудом, они надолго отрывали народ от нормальной трудовой жизни, подрывали физическое здоровье нации, служили плохим примером для детей.
Большое внимание уделялось выработке у молодежи гостеприимства.
Обычай радушного и хлебосольного приема гостей был на Руси в большом почете.

Н.М.
Карамзин, описывая жизненный уклад древних славян, отмечал, что всякий путешественник был для народа священным, он встречался с «ласкою»
и «радостью» [71, С.
118].
Хозяин нес ответственность за безопасность гостя, ограждал его от беды и неприятностей.
Широко был распространен обычай: уходя, оставлять дверь открытой.
А бедному человеку, не имевшему возможности хорошо угостить странника, позволялось даже украсть «все нужное для того у соседа богатого».
О том, как правильно встречать гостей, детям и молодежи советовали пословицы: «У нас на Руси прежде гостю поднеси»; «Не будь гостю запасен, а будь гостю рад»; «Потчевать потчуй, а неволить не неволь»
[51, С.78].
О требованиях, предъявляемых обществом к хозяину,
говорилось в сказках.
Так, в русской народной сказке «Лягушка-царевна» главный герой учит Ягу, как принимать гостей: «Ты, старая, прежде напои-накорми, в баню своди, а после и спрашивай».
Такое пристальное внимание народа к обычаю радушного приема гостей, на наш взгляд, объясняется большой педагогической значимостью этого средства.
Очень верно подметил главный смысл гостеприимства М.Г.
Загазежев, называя его воплощением идей народа о
113
[стр. 155]

проводам зимы, посеву и сбору первого урожая.
Любимым праздником русских была Масленица, которая отмечалась еще в языческой Руси, правда имела другое название.
Славяне воздавали честь богу плодородия и скотоводства Велесу.
После принятия христианства праздник сохранили.
Однако до сих пор его считают народным, а не праздником Христианской Церкви.
Символом праздника было Солнце, поэтому традиционным угощением являлись блины, оладьи, пряженцы.
У каждой хозяйки был собственный, потаенный рецепт приготовления блинов.
Первый блин на Масленице не съедали он был за упокой для душ родительских.
Его оставляли на окошке или отдавали нищим.
Традиционным масленичным развлечением было катание с гор.
В народе примечали: у тех, кто дальше скатывался, в семье вырастал самый хороший лен.
Масленица по праву считалась не только народным, но и семейным праздником.
Она символизировала собой победу добра над злом (весна приходит на смену зиме), любви (особый почет оказывался молодоженам), преемственность поколений, почет и уважение к старшим членам семьи, предкам.
Это оказывало благотворное воспитательное воздействие на детей, способствовало развитию у них чувства родного дома, уважения к традициям, патриотизма.

Помимо позитивного, праздники и народные гуляния оказывали и негативное влияние на трудовое воспитание и социализацию подрастающего поколения.
Сопровождаемые пьянками, драками, блудом, они надолго отрывали народ от нормальной трудовой жизни, подрывали физическое здоровье нации, служили плохим примером для детей.
Большое внимание уделялось выработке у молодежи гостеприимства.
Обычай радушного и хлебосольного приема гостей был на Руси в большом почете.

Историк Н.М.Карамзин, описывая жизненный уклад древних славян, отмечал, что всякий путешественник был для народа священным, он встречался с "ласкою1 1 и "радостию".
Хозяин нес ответственность за 155

[стр.,156]

безопасность гостя, ограждал его от беды и неприятностей.
Широко был распространен обычай: уходя, оставлять дверь открытой.
А бедному человеку, не имевшему возможности хорошо угостить странника, позволялось даже украсть "все нужное для того у соседа богатого"1 .
О том, как правильно встречать гостей, детям и молодежи советовали пословицы: "У нас на Руси прежде гостю поднеси"; "Не будь гостю запасен, а будь гостю рад"; "Потчевать потчуй, а неволить не неволь"2 .
О требованиях, предъявляемых обществом к хозяину,
говорится в сказках.
Так, в русской народной сказке "Лягушка-царевна" главный герой учит Ягу, как принимать гостей: "Ты, старая, прежде напои-накорми, в баню своди, а после и спрашивай"3 .
Такое пристальное внимание народа к обычаю радушного приема гостей, на наш взгляд, объясняется большой педагогической значимостью этого средства.
Очень верно подметил главный смысл гостеприимства М.Г.Загазежев, называя его воплощением идей народа о
гуманизме.
Способствуя укреплению дружеских связей между людьми, гостеприимство объединяло нацию перед лицом трудностей4 .
Участвуя в приеме гостей, дети осваивали социальные роли Хозяина и хозяйки, реализовывали желание подражать взрослым, проявлять самостоятельность и инициативу.
Традиционный прием гостей выступал как упражнение, многократность повторения которого способствовала постепенному овладению социальной ролью.
В ходе приема гостей у детей не только вырабатывались трудовые приемы и навыки.
В семье часто возникали ситуации, требовавшие от детей слаженности действий, умения устанавливать отношения с людьми, проявлять организованность.
Постоянное выполнение подобных ролей, особый эмоциональный настрой (готовность и желание принять участие в торжестве, получить одобрение и 1См.: Карамзин Н.М.
Предания веков.
М., 1989, с.48-49.
2См.; Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.491-493.
3См.: Народные русские сказки А.П.Афанасьева.
Л., 1983, с.301.
4См.: Загазежсв М.Г.
Очерки по адыгской народной педагогике.
Нальчик, 1996, с.52-54.
156

[Back]