гуманизме. Способствуя укреплению дружеских связей между людьми, гостеприимство объединяло нацию перед лицом трудностей. Участвуя в приеме гостей, дети осваивали социальные роли хозяина и хозяйки, реализовывали желание подражать взрослым, проявлять самостоятельность и инициативу. Традиционный прием гостей выступал как упражнение, многократность повторения которого способствовала постепенному овладению социальной ролью. В ходе приема гостей у детей не только вырабатывались трудовые приемы и навыки. В семье часто возникали ситуации, требовавшие от детей слаженности действий, умения устанавливать отношения с людьми, проявлять организованность. Постоянное выполнение подобных ролей, особый эмоциональный настрой (готовность и желание принять участие в торжестве, получить одобрение и положительную оценку своей деятельности) способствовали формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, доброжелательность, терпение, а также выработке общественно значимых мотивов трудовой деятельности и вместе с тем коллективистских начал. Приобщая подрастающее поколение к приему гостей, народ отмечал педагогическую целесообразность осознания ребенком задач и результатов деятельности. Этому способствовали пословицы и поговорки: «Не спрашивай чей да кто, а сади обедать»; «Наперед покорми, а там уже поспроси» (от обычая не расспрашивать гостя не накормив); «Умей у людей погостить и к себе запросить, до ворот проводить и опять воротить» [51, С.54]. Средством воспитания и социализации, школой подготовки молодежи к семейной жизни была свадьба. Обычно свадьбы в русских деревнях игрались осенью, после Покрова. К этому времени заканчивались полевые работы. В праздник Покрова Богородицы крестьянские молодицы ткали так называемую обыденную пелену, холстину обыденную, потому, что дело надо было закончить непременно в один день обыденкой. С готовой холстиной они шли к 114 |
безопасность гостя, ограждал его от беды и неприятностей. Широко был распространен обычай: уходя, оставлять дверь открытой. А бедному человеку, не имевшему возможности хорошо угостить странника, позволялось даже украсть "все нужное для того у соседа богатого"1 . О том, как правильно встречать гостей, детям и молодежи советовали пословицы: "У нас на Руси прежде гостю поднеси"; "Не будь гостю запасен, а будь гостю рад"; "Потчевать потчуй, а неволить не неволь"2 . О требованиях, предъявляемых обществом к хозяину, говорится в сказках. Так, в русской народной сказке "Лягушка-царевна" главный герой учит Ягу, как принимать гостей: "Ты, старая, прежде напои-накорми, в баню своди, а после и спрашивай"3 . Такое пристальное внимание народа к обычаю радушного приема гостей, на наш взгляд, объясняется большой педагогической значимостью этого средства. Очень верно подметил главный смысл гостеприимства М.Г.Загазежев, называя его воплощением идей народа о гуманизме. Способствуя укреплению дружеских связей между людьми, гостеприимство объединяло нацию перед лицом трудностей4 . Участвуя в приеме гостей, дети осваивали социальные роли Хозяина и хозяйки, реализовывали желание подражать взрослым, проявлять самостоятельность и инициативу. Традиционный прием гостей выступал как упражнение, многократность повторения которого способствовала постепенному овладению социальной ролью. В ходе приема гостей у детей не только вырабатывались трудовые приемы и навыки. В семье часто возникали ситуации, требовавшие от детей слаженности действий, умения устанавливать отношения с людьми, проявлять организованность. Постоянное выполнение подобных ролей, особый эмоциональный настрой (готовность и желание принять участие в торжестве, получить одобрение и 1См.: Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989, с.48-49. 2См.; Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997, с.491-493. 3См.: Народные русские сказки А.П.Афанасьева. Л., 1983, с.301. 4См.: Загазежсв М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996, с.52-54. 156 положительную оценку своей деятельности) способствовали формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, доброжелательность, терпение, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистских начал личности маленького труженика. Приобщая подрастающее поколение к приему гостей, народ отмечал педагогическую целесообразность осознания ребенком задач и результатов деятельности. Этому способствовали пословицы и поговорки: "Не спрашивай чей да кто, а сади обедать"; "Наперед покорми, а там уже поспроси" (от обычая не расспрашивать гостя не накормив); "Умей у людей погостить и к себе запросить, до ворог проводить и опять воротить'4. Средством социализации, школой подготовки молодежи к семейной жизни была свадьба. Обычно свадьбы в русских деревнях игрались осенью, после Покрова. К этому времени заканчивались полевые работы. В праздник Покрова Богородицы крестьянские молодицы ткали так называемую обыденную пелену, холстину обыденную, потому, что дело надо было закончить непременно в один день обыденкой. С готовой холстиной они шли к иконе Божьей Матери и просили: "Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее! Покрой ты, батюшка Покров, мою победную головушку жемчужным кокошником, золотым назатыльником!"2 . Свадебный обряд у русских начинался со-сватовства. Представители жениха приходили в дом девушки и спрашивали у нее и ее родителей согласия на брак. Удачное сватовство заканчивалось ритуалом рукобития, в ходе которого стороны обменивались взаимными требованиями и обязательствами. Начиналась подготовка к свадьбе. Задолго до бракосочетания невеста приступала к сбору приданого, изготовлению свадебных подарков будущим родственникам. С пятилетнего возраста русские крестьянки собирали холсты, рушники, одежду в особые сундучки. После того как девушку просватали, к ней в дом вечерами 1См.: Д аль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997, с.491-493. 2См.: Энциклопедия российских праздников. СПб, 1997, с.357. 157 |