Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 116]

Мы дородну привезли В долгу кукобпицу (бережливая хозяйка Л.А.), А в поле работницу; И бела, п румяна, Личиком написана, А умом насыпана» [5, С.94].
Традиционно свадьбы в русских деревнях игрались по нескольку дней.
Первые два дня народ праздновал рождение новой семьи, а на третий день односельчане смотрели умение молодых самостоятельно вести дом.
В этот день молодая еще с ночи ставила опару и заводила брагу, а утром потчевала
гостей пирогами своего изделия.
Молодые вставали рано, оба ходили за дровами, и если была зима, то молодой прорубал новую прорубь на реке.
Молодая клала дрова в печь, затапливала и затем занималась приготовлением пирога или хлеба.
Она мела избу, а прочие домашние забрасывали избу соломою, с целью испытать ее терпение.
В народе полагали, что благополучие и счастье семьи в первую очередь зависит от хозяйки, ее умения вести дом, поддерживать тепло домашнего очага, воспитывать детей в труде и уважении к старшим.
Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: «Муж возом не навозит, что жена горшком наносит»; «Доброю женою и муж честен».

Свадебные обычаи, ритуалы, традиции раскрывали молодежи идеал воспитания, формировали отношение к труду как основе семейно-брачных отношений, ориентировали на саморазвитие и самореализацию.
В семейной обрядности русского народа важное место занимал похоронный обряд, который был направлен на формирование у подрастающего поколения правильного отношения к смерти и закрепление в сознании детей общественного значения этого события.
Похоронный обряд был введен в христианскую религию
целях увековечивания памяти о людях, заслуживших себе доброе имя.
Обряд этот на
116
[стр. 158]

собирались подружки для того, чтобы помочь невесте с подарками.
При одаривании гостей на свадьбе дружка от имени молодой пары произносил следующие слова: "Прими-ко от нашего князя молодого, новобрачного ясного сокола и княгини молодицы дорогие подарки.
Княгиня-молодица по чистому полю бы гуляла, куницей бы имала, лисиц бы ловила, тебя бы шелком подарила.
Она по чистому нолю не гуляла, куниц не имала, лисиц не ловила, что напряла, что выткала, тем тебе и дарит.
Не осуди за малые подарки"1 .
В составе свадебного обряда важное место отводилось песням.
Они принадлежали обряду (вне обряда не исполнялись).
Их функция придать гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового и юридического акта.
Эти песни сочетались с поэтизацией традиционного ритуала и заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими.
В поздних формах заклинательную магию в свадебных величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией: "Мы далеко ездили, Мы дородну привезли В дому кукобницу (бережливая хозяйка -Л.А.), А в поле работницу; И бела, и румяна, Личиком написана, А умом насыпана"2 .
Традиционно свадьбы в русских деревнях игрались по нескольку дней.
Первые два дня народ праздновал рождение новой семьи, а на третий день односельчане смотрели умение молодых самостоятельно вести дом.
В этот день молодая еще с ночи ставила опару и заводила брагу, а утром потчевала
1См.: Забылин М.
Русский народ, обычаи, обряды, предания, суеверия.
М., 1990, с.
155.
2См.: Русский фольклор.
Сост.
и примеч.
В.Аникина.
М., 1985, с.366, 161.
158

[стр.,159]

гостей пирогами своего изделия.
Молодые вставали рано, оба ходили за дровами, и если была зима, то молодой прорубал новую прорубь на реке.
Молодая клала дрова в печь, затапливала и затем занималась приготовлением пирога или хлеба.
Она мела избу, а прочие домашние забрасывали избу соломою, с целью испытать ее терпение1 .
В народе полагали, что благополучие и счастье семьи в первую очередь зависит от хозяйки, ее умения вести дом, поддерживать тепло домашнего очага, воспитывать детей в труде и уважении к старшим.
Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: "М уж возом не-навозит, что жена горшком наносит"; "Доброю женою и муж честен"2 .

Свадьба как средство социализации способствовала трудовому воспитанию подрастающего поколения.
Древние свадебные обычаи, ритуалы, традиции раскрывали молодежи идеал воспитания, формировали отношение к труду как основе семейно-брачных отношений, ориентировали на саморазвитие и самореализацию.
В семейной обрядности русского народа важное место занимал похоронный обряд, который был направлен на формирование у подрастающего поколения правильного отношения к смерти и закрепление в сознании детей общественного значения этого события.
Похоронный обряд был введен в христианскую религию
в целях увековечивания памяти о людях, заслуживших себе доброе имя.
Обряд этот на
Руси совершался на основании христианских и языческих верований.
Люди считали, что после смерти человека "остается навсегда нечто такое, что связывает мир внешний с миром духовным", а чествование при погребении умершего являлось священной обязанностью, которая налагалась божеством, природою, волею самих умерших3 .
В силу определенной архаичности и 1См.: Забылин М.
Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия.
М., 1990, с.
157.
2См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.232,233.
3См.: Забылин М.
Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
М., 1880, с.
106107.
159

[Back]