Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 117]

Руси совершался на основании христианских и языческих верований.
Люди считали, что после смерти человека «остается навсегда нечто такое, что связывает мир внешний с миром духовным», а чествование при погребении умершего являлось священной обязанностью, которая налагалась божеством, природою, волею самих умерших.
В силу определенной архаичности и
традиционности воспитательная значимость обряда была снижена, положительным моментом похорон была дань уважения памяти умершего в соответствии с его заслугами перед обществом.
Похоронный обряд включал в себя отпевание, погребение, тризну, поминальные столы на третий, девятый, сороковой день после смерти.
Родные и близкие собирались в дом умершего через полгода, год.
Смысл всех ритуальных действий сводился к тому, чтобы напомнить людям, что никто не вечен в этом мире.
Пословицы и поговорки о смерти философичны и оптимистичны по своей сути: «Двум смертям не бывать, одной не миновать»; «Этот свет, что маков цвет: днем цветет, а ночью опадет»; «С чем в мир придешь, то и с собой возьмешь»; «Помрешь, ничего с собой не возьмешь»; «Все минет, одна правда останется»
[51, С.43].
Определенную воспитательную ценность имели на похоронах плачипричитания эпические произведения, передающие основные, важные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге.
На похоронах всегда присутствовали плачеи, преимущественно деревенские женщины, воздававшие должное внимание памяти и заслугам умершего.
Своими причитаниями они старались вызвать у людей сострадание, показать, какую невосполнимую утрату понесла семья, община, народ.
М.
Забылин писал, что слова плача, сказанные от сердца, от души и часто глубоко прочувствованные, носили в себе глубокий смысл, отпечаток народной легендарности.
Так, вдова сетовала на то, что «без своего родителя, без батюшки, сокола ясного» ей «некак ростит-то
сиротпых детушек», что «будут 117
[стр. 159]

гостей пирогами своего изделия.
Молодые вставали рано, оба ходили за дровами, и если была зима, то молодой прорубал новую прорубь на реке.
Молодая клала дрова в печь, затапливала и затем занималась приготовлением пирога или хлеба.
Она мела избу, а прочие домашние забрасывали избу соломою, с целью испытать ее терпение1 .
В народе полагали, что благополучие и счастье семьи в первую очередь зависит от хозяйки, ее умения вести дом, поддерживать тепло домашнего очага, воспитывать детей в труде и уважении к старшим.
Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: "М уж возом не-навозит, что жена горшком наносит"; "Доброю женою и муж честен"2 .
Свадьба как средство социализации способствовала трудовому воспитанию подрастающего поколения.
Древние свадебные обычаи, ритуалы, традиции раскрывали молодежи идеал воспитания, формировали отношение к труду как основе семейно-брачных отношений, ориентировали на саморазвитие и самореализацию.
В семейной обрядности русского народа важное место занимал похоронный обряд, который был направлен на формирование у подрастающего поколения правильного отношения к смерти и закрепление в сознании детей общественного значения этого события.
Похоронный обряд был введен в христианскую религию в целях увековечивания памяти о людях, заслуживших себе доброе имя.
Обряд этот на Руси совершался на основании христианских и языческих верований.
Люди считали, что после смерти человека "остается навсегда нечто такое, что связывает мир внешний с миром духовным", а чествование при погребении умершего являлось священной обязанностью, которая налагалась божеством, природою, волею самих умерших3 .
В силу определенной архаичности и
1См.: Забылин М.
Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия.
М., 1990, с.
157.
2См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.232,233.
3См.: Забылин М.
Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
М., 1880, с.
106107.
159

[стр.,160]

традиционности воспитательная значимость обряда была снижена, положительным моментом похорон была дань уважения памяти умершего в соответствии с его заслугами перед обществом.
Похоронный обряд включал в себя отпевание, погребение, тризну, поминальные столы на третий, девятый, сороковой день после смерти.
Родные и близкие собирались в дом умершего через полгода, год.
Смысл всех ритуальных действий сводился к тому, чтобы напомнить людям, что никто не вечен в этом мире.
Пословицы и поговорки о смерти философичны и оптимистичны по своей сути: "Двум смертям не бывать, одной не миновать"; "Этот свет, что маков цвет: днем цветет, а ночью опадет"; "С чем в мир придешь, то и с собой возьмешь"; "Помрешь, ничего с собой не возьмешь"; "Все минет, одна правда останетсяи '.
Определенную воспитательную ценность имели на похоронах плачипричитания эпические произведения, передающие основные, важные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге2 .
На похоронах всегда присутствовали плачеи, преимущественно деревенские женщины, воздававшие должное внимание памяти и заслугам умершего.
Своими причитаниями они старались вызвать у людей сострадание, показать, какую невосполнимую утрату понесла семья, община, народ.
М.Забылин писал, что слова плача, сказанные от сердца, от души и часто глубоко прочувствованные, носили в себе глубокий смысл, отпечаток народной легендарности3 .
Так, вдова сетовала на то, что "без своего родителя, без батюшки, сокола ясного" ей "некак ростит-то
сиротных детушек”, что "будут по миру они да ведь скитатися"4 .
Смерть близкого человека рассматривалась как личное, семейное горе.
При этом родители 1 См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.
187; Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Круглов.
М., 1990, с.202.
2См.: Русский фольклор.
Сост.
и примеч.
В.Аникина.
М., 1985, с.363.
3См.: Забылин М.
Русский народ.
Бго обычаи, обряды, суеверия и поэзия.
М., 1880, с.
111 .
4См.: Русский фольклор.
Сост.
и примеч.
В.Аникина.
М., 1985, с.345,346.
160

[Back]